"Святая Святых" | Иссинское благочиние

"Святая Святых"

4 декабря Православная Церковь отмечает один из Двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Напомните пожалуйста батюшка, краткую историю событий, лежащих в основе праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

— Когда эти события происходили, Богородица была еще маленькой девочкой, которой только что исполнилось три года, по имени Мариам. Более привычный для нас греческий вариант этого имени — Мария. Ее родители, Иоаким и Анна, были в очень почтенном возрасте и уже отчаялись иметь детей, поэтому обрадовались рождению дочери, тем более что этот ребенок был обетованным. Таким образом история праздника тесно связана с историей жизни этой семьи, с Рождеством Богородицы, еще до рождения обещанной Богу.
Почему событие Введения во храм было очень важным? Да потому, что весь Ветхий Завет полон пророчеств о Мессии, который придет и спасет народ. Пророк Даниил писал о том, что Он родится от Девы, достаточно точно указывал период, когда это должно произойти. Сроки приближались, и весь народ знал об этом. А где же та Дева, через которую пророчество должно совершиться? И вот — до рождения Христа было конечно еще далеко, но — маленькую девочку ввели в Иерусалимский храм. В то время это было единственное место, посвященное Богу. Сам Господь сказал, что придет в Свой храм, и придет внезапно (Мал. 3:1). Таким образом Введение во храм — это первое зримое для людей пророчество об Иисусе, указание на то, что времена исполнились. А тем паче ¬ вход Девы Марии не просто в храм, а в Святое святых, куда по наитию Ее ввел священник. Где мистически присутствовал Сам Господь и куда мог входить только первосвященник, и то однажды в год.
Праздник известен с VIII века как малый, а к главным, Двунадесятым, причислен с XIV века.

— В Библии нет рассказа о событиях Введения Богородицы во храм, откуда же о них стало известно?

— Обо всех без исключения событиях Священной истории мы знаем только из Предания. Надо понимать, что все то, что записано в книгах Ветхого и Нового Заветов, тоже изначально было Преданием, именно в форме Предания десятилетиями, а иногда и столетиями хранилось в памяти людей, и только позднее было перенесено на пергамент, став письменным вариантом рассказов о взаимоотношениях человека и Бога.
События, о которых мы сейчас говорим, взяты из неканонических книг — «Протоевангелия Иакова» и латинского «евангелия псевдо-Матфея». Протоевангелие Иакова было открыто в XVI веке. Написано оно было приблизительно в 200-м году по Рождестве Христовом. К настоящему времени археологи нашли более 140 рукописей этого текста — на греческом языке (видимо это язык оригинала) и в многочисленных переводах на латинский, сирийский, армянский и другие. Таким образом, мы знаем что Протоевангелие было знакомо христианам на Востоке и Западе. Для ученых, изучающих данный памятник письменности, понятно, что автор не был очевидцем событий о которых повествует, и вряд ли был знаком с кем-либо из апостолов. На это указывают время создания произведения, особенности его содержания, которые выдают слабое знакомство автора с географией, обычаями Палестины. Предполагают, что текст был написан в Египте. Но так как этот труд явно восполнял большой недостаток сведений о Пресвятой Богородице, он конечно был принят христианами с большим интересом. А так как никаких противоречий между Евангельским учением и Протоевангелием нет (в отличие скажем от Евангелия Фомы, где описывается, как Иисус, будучи в детском возрасте, творил чудеса сомнительного свойства), то Церковное Предание вобрало в себя немало деталей из этого литературного источника.
Так возникли праздники посвященные Божией Матери, и не только Введение. Например на иконе Благовещения, Мария часто изображается с веретеном и пурпурной пряжей в руках. Эта деталь тоже основана на Протоевангелии от Иакова, где сказано, как Мария была избрана в число девушек, которым поручено соткать завесу для Иерусалимского храма. Так же появляются церковные службы, целый ряд богослужебных канонов, иконографические изображения Богородицы, а также Ее родителей, Иоакима и Анны. Конечно мы не можем поручиться за то, что все написанное в Протоевангелии от Иакова — на сто процентов истина, но доверие, которым пользуется этот источник со стороны Церкви, заставляет относиться к нему с уважением.

— Есть ли в истории праздника моменты, на которые следует обратить особое внимание?

— Хочется остановиться на таком немаловажном факте. Человек который возьмется изучать эту историю глубоко, может задать вопрос: было ли на самом деле введение Девы Марии в Святое святых Иерусалимского храма? Могло ли это произойти?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: а что мы вообще празднуем в день Введения во храм? Большинство верующих об этом не задумываются. Когда священник проповедует с амвона, он как правило, говорит о событиях праздника, а не о концептуальном содержании. Для прихожан важно само событие, да и для многих священников — тоже. Не только о истории, но и об идее данного торжества, писал в своих проповедях митрополит Антоний Сурожский.
Давайте обратимся к духовной литературе, положенной в основу праздника. Вот текст из Протоевангелия Иакова: «Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: отведем Ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года Ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными, чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господень. И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление. И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля».
А вот текст из латинского евангелия псевдо-Матфея: «После того Анна зачала, и когда исполнилось девять месяцев, родила дочь и дала Ей имя Мария. Когда она отняла Ее от груди на третьем году, они пошли вместе, Иоаким и жена его Анна, в храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. Когда Ее поставили перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей, как обычно делают дети. Все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».
Примечательно, что во всех этих текстах мы не находим информации о введении Девы Марии во Святое святых, а только о Ее подъеме по ступеням к храму.
Здесь хочу обратить внимание читателей: не нужно путать Иерусалимский храм с синагогой. В синагоге не приносились жертвы, но лишь читались и толковались священные тексты, пелись псалмы и молитвы. А Иерусалимский храм — это единственное место, где согласно Ветхозаветному закону, приносились Богу жертвы, то есть в полном смысле слова совершались Ветхозаветные богослужения. Верующие молились во дворе храма, а сам храм состоял из двух частей: Святилище и Святое святых. Именно туда, в Святое святых, имел право входить только иудейский первосвященник, только один раз в год — с кровью очистительной жертвы за грехи свои и всего народа Божьего. Эти правила свято соблюдались иудейским народом, и нарушить их не посмел бы ни один первосвященник под страхом гнева Божьего.
Итак, упоминания о данном событии нет. Но идея присутствует в богослужебных текстах праздника Введения: «Святых святая во Святых обитати достойно введеся, яко Богоприятна жертва» (малая вечерня, стихиры на «Господи, воззвах…»); «Во Святых святая, святая и непорочная, Святым Духом вводится…» (великая вечерня, также стихиры на «Господи, воззвах…»).
Как же так может быть? При анализе текстов, которые мы привели в пример, важно отметить, что они были написаны в эпоху, когда произошло размежевание Христианской Церкви и иудейской синагоги. Авторы текстов не были досконально знакомы с иудейской традицией, допускали ошибки просто потому, что сами никогда не бывали в Иерусалимском храме. Но созидая церковную гимнографию праздника, они хотят сообщить нам некую важную идею.

— Что же это за важная идея, которую нам хотят сообщить?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте приведем пример: многочисленные и такие разные иконы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, которым мы поклоняемся. Насколько изображения на этих иконах правдивы? Уверены ли мы, что они точно соответствуют оригиналу? Но у нас не возникает сомнения, что это образ именно Господа и Его Пресвятой Матери. И мы не требуем от икон фотографической точности. Потому что идея иконы отличается от идеи фотографии. А богослужебные тексты — это не историческая хроника, это сакральная поэзия Церкви. Так их и нужно анализировать. Искать не истории и даты, но идеи, которые вложены в духовную поэзию.
Вошла Пресвятая Богородица в Святое святых или не вошла, но Она, ставши Матерью Иисуса Христа, Сама стала Святое святых. В Иерусалимском храме Святое святых являло собой присутствие Бога посреди Своего народа. А разве Дева Мария не являла Собой такое присутствие? Как мы знаем, после Вавилонского плена Ковчег Завета был утрачен. Однако когда отстроили новый храм, Святое святых не пустовало, но было заполнено Славой Божией, еврейское — «Шехина». А разве Слава Господня не наполняет Матерь Божию так, что Она Сама становится храмом, который скоро вместит в Себя Сына Божия?! Во храм входили священники для богослужения. А разве жизнь Марии не есть служение Богу, так что Она Сама становится уникальна в этом служении?!
Но этого мало — у Нее будут преемники. Ведь всякий, кто истинно верует в Бога, сам становится Его храмом. Апостол Павел в своих посланиях так и будет писать христианам, что наши тела — это храмы живущего в нас Святого Духа. После смерти и Воскресения Иисуса Христа Его храмом стала вся Вселенная. И Дева Мария — первая из царственного священства народа Божьего. Первая, но не единственная, ибо за Ней — все мы, если мы этого пожелаем.

— Что же нужно христианину для того, чтобы стать храмом Божиим?

— Давайте сформулируем вопрос по-другому: в чем же заключается священническое служение народа Божьего? Ведь само слово «священник» означает прежде всего того, кто приносит Богу жертвы. Но ведь уникальную, единственную и не требующую восполнения жертву уже принес Иисус на Кресте. Значит, наша жертва состоит в том, чтобы жить со Христом и во Христе. Помнить о Боге при всех своих занятиях. Все, что ни делаем — делать во славу Божию. Отнестись к каждому человеку так, как мы бы отнеслись ко Христу. И непрестанно благодарить Бога. Человек способный к благодарности за все, способен к жизни в Небесном Царстве, ибо уже живет в нем.
Вот чему учит нас данный праздник. Но повествует он нам об этом не привычным для нас историческим языком репортажей и хроник, но языком сакральной духовной поэзии, где много духовных же образов.

Еще фото: