Митрополит Серафим: «Каждый новый храм — новая община» | Иссинское благочиние

Митрополит Серафим: «Каждый новый храм — новая община»

Большое внимание в ходе пресс-конференции, которая проходила в Пензенском епархиальном управлении, было уделено теме православного просвещения. В частности, журналисты поинтересовались у митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, когда в Пензе состоится открытие детской православной музыкальной школы. Владыка сообщил, что событие это планируется на сентябрь текущего года. В школе дети будут воспитываться на православных песнопениях. Посещение занятий – бесплатное. Заниматься с учащимися будут преподаватели музыкальных школ, которые являются певчими в церковных хорах, уточнил владыка.
Отвечая на вопрос, почему создаются воскресные школы только для детей и не пора ли подумать о работе с взрослым населением, глава епархии заметил, что просвещаться в них смогут и родители, приводящие туда своих чад. А при некоторых храмах действуют лектории специально для взрослых, подчеркнул он.
Говоря о социальной работе церкви, митрополит Серафим ответил, что при каждом большом храме создана специальная служба, которая занимается оказанием помощи нуждающимся. Он также сообщил, что в Пензе на территории Троицкого женского монастыря будет открыта богодельня для пожилых и больных людей, у которых нет родственников или они есть, но не имеют возможности за ними ухаживать. Это двухэтажное здание на 25 мест с необходимой инфраструктурой, в том числе с медицинским кабинетом. Строительство уже завершается. Как сообщил владыка, проект реализуется с помощью одной благотворительницы – успешной предпринимательницы города.

Одних знаний – мало
В ходе пресс-конференции журналисты затронули проблему укомплектования приходов церковнослужителями. Владыка сказал, что это очень актуальный вопрос. В прошлом году приток священников составил 22 человека. Но для нормального функционирования Пензенской епархии необходимо минимум еще 60. Подбор и подготовка кадров церковнослужителей – дело непростое, для священника важна не только грамотность, но главное – душа, подчеркнул митрополит. И не всегда люди, приходящие на учебу в семинарию, выдерживают установленный там ритм жизни, заметил он. «Ведь это не обычное учебное заведение. Семинария – жизнь по расписанию, без выходных. Не всем это подходит. И не все подходят нам. Бывает, человек верующий, приходит учиться в семинарию по велению души, но оказывается, что он курит с детства, и отучить его от этой дурной привычки нам не всегда удается. А по традиции православной церкви священник не курит».
В год местная семинария выпускает по 5-6 священнослужителей, сообщил владыка. В настоящее время практикуется очно-заочная форма обучения для людей, которые в зрелом возрасте изъявили желание стать священниками, рассказал митрополит. Он также отметил, что во всех райцентрах в настоящее время вводится должность второго священника, чтобы он ездил по селам, совершал богослужения.

Не так важна канонизация…
Отвечая на вопрос об увековечении памяти людей, пострадавших за веру, правящий архиерей заявил, что необходимо увековечить места гибели и погребения новомучеников, пострадавших за веру. «Проблема в том, что мы не всегда знаем, где находятся эти братские могилы. Например, массовые расстрелы проходили где-то в районе Барковки», – заметил он.
Необходимо выявить места захоронения, после чего увековечить и посещать их во время празднования Собора новомучеников и исповедников российских, а также в День памяти жертв политических репрессий, считает митрополит Серафим.
Один из журналистов поднял вопрос о канонизации воина-мученика из Пензенской области Евгения Родионова, и даже, можно сказать, упрекнул владыку в том, что церковь не стоит во главе такого процесса. На это митрополит ответил, что «толкать» кого-либо к прославлению в лике святых – не дело церкви. «Из-за низкого уровня воцерковленности нашего общества нам предлагают модели, которые к церкви отношения не имеют. Церковь — это не политическая партия. Было время, когда в нашей стране обязывали исповедоваться и причащаться, и мы пришли к тому, что дети духовенства, к примеру Чернышевский, стали первыми революционерами, которые и разрушали эту церковь. Церковь призвана заботиться о спасении души каждого человека, но она не может этого делать насильно», – подчеркнул он. Глава епархии отметил, что прекрасно относится к Евгению Родионову и уверен, что рано или поздно он будет прославлен в лике святых. «Он уникальная личность – ребенок, который носил крест, невзирая на то, что родители были против этого. Он добровольно принял решение идти служить в армию в то время, когда все молодые люди в России избегали службы. Внутренняя вера Евгения Родионова порой непонятна для нас. Он не был практикующим христианином, не ходил в церковь, не причащался. Но когда перед ним встал выбор – принять ислам и остаться в живых или остаться христианином и умереть, он его сделал в пользу своих отцов. Евгений чувствовал, что, оставаясь живым, он предает и мать, и отца, и деда, и бабушку. Что касается прославления, то куда еще больше? Ни об одном человеке не создано столько фильмов, никого так хорошо, как его, не знают на Кипре, на Афоне, на Украине. А сколько выпущено литературы и различных передач о нем. И не только о его подвиге, но и о подвиге его матери, которая под страхом смерти много раз выезжала в Чечню на поиски тела сына. Само общество сделало это имя бессмертным. Не так важна канонизация, как народное почитание».

Храм лишним не бывает
Автор этих строк задала митрополиту вопрос о целесообразности строительства новой церкви в Иссе. В настоящее время в райцентре отремонтирован молитвенный дом, он стал настоящим храмом, но наполняемость его не столь велика. Многолюдно там бывает лишь в большие праздники. Есть ли необходимость строить еще один?
Как оказалось, на этот счет у правящего архиерея нет никаких сомнений. «Практика показывает, что с появлением нового прихода не происходит оттока из прежнего, – сказал он. – Появление каждого храма – это появление новой общины». Владыка Серафим заметил также, что молитвенный дом в Иссе расположен в не очень удобном для большинства прихожан месте.