Суббота второй седмицы. Поминовение усопших. | Иссинское благочиние

Суббота второй седмицы. Поминовение усопших.

Причина установления родительских суббот заключается в том подвиге, в котором пребывают христиане. Если, по учению святого апостола Павла, без любви я ничто, то, значит, и самый подвиг поста, если не будет сопровождаться истинной взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут своей цели, добродетель потеряет свою силу. Поэтому Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста.
Другая причина заключается в том, что в великопостные дни, кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в упомянутые дни. Суббота в библейском понимании — это «день покоя», поэтому мы и молимся об упокоении родных и близких в селениях праведных.
У Бога все живы. Церковную жизнь проникает живое сознание и чувство, что наши усопшие продолжают жить по смерти, только в иной форме, чем на земле, и не лишаются духовной близости к оставшимся на земле. Поэтому не прекращается и молитвенная связь с ними Церкви странствующей. Ни смерть, ни жизнь, не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38). Отшедшие нуждаются только в одной помощи со стороны своих братьев — в молитве о прощении грехов. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, (Сыну Божию), что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился ( 1 Ин. 5, 14—16). В соответствии с этим наставлением апостола и Церковь молится о всех своих чадах, которые умерли с искренним покаянием. Молясь о них, как о живых, Церковь следует словам апостола: живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14 8—9).
Умершие же в нераскаянных грехах, вне общения с Церковью, не удостаиваются и молитв, как это следует из приведенных выше слов апостола Иоанна: не о том говорю, чтобы молился, ибо такие молитвы были бы бесцельны.
Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из слов Самого Господа: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32). Равным образом из слова Божия знаем, что Господь имеет ключи ада и смерти (Откр.1, 18), следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу умилостивительной Бескровной Жертвы, приносимой за усопших.
Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа (Ин. 14, 13—14) и силою Его крестной жертвы, принесенной во избавление за всех. Эти теплые молитвы способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием молитв и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца, при благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны и молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности и погасивших в себе дух Христов (1 Сол. 5, 19).
Конечно, на земле неизвестно, какой участи подвергается каждый по своей смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна. Если наши усопшие ближние удостоились Царствия Небесного, они отвечают на молитву о них ответной молитвой о нас. Если же наши молитвы бессильны помочь им, то, во всяком случае, они не вредны для нас, по слову псалмопевца: молитва моя возвращалась в недро мое (Пс.34, 13) и по слову Спасителя: мир ваш к вам возвратится (Мф. 10, 13). Но они и полезны для нас. «Если кто-нибудь, — замечает святой Иоанн Дамаскин, — хочет помазать больного миром или каким иным священным елеем, то сперва делается причастным помазанию сам, то есть помазующий, а потом помазует больного: итак, всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему: ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела, по слову божественного апостола».
Закон Божий
(издание Сретенского монастыря)

Еще фото: