"В Рождество все немного волхвы" | Иссинское благочиние

"В Рождество все немного волхвы"

Меньше двух недель остается до первого в календарном году и одного из наиболее значимых для христиан праздников — Рождества Христова, отмечаемого Русской Православной Церковью 7 января. Подходя путем поста к этому духовному событию, мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Наверняка не нужно напоминать нашим читателям, какие события мы отмечаем в праздник Рождества Христова, вспоминая о чуде Боговоплощения и о том, как волхвы, ведомые Вифлеемской звездой, пришли поклониться родившемуся Богомладенцу. Но кроме событийной стороны, у каждого праздника есть и его история. Расскажите, пожалуйста, батюшка, об истории Рождества.

— Интерес представляет тот, казалось бы парадоксальный факт, что праздник Рождества Христова по сравнению с другими христианскими праздниками, великими событиями Церкви, жизни Христа, начали отмечать очень поздно. Так достоверно известно, что день Пасхи — Воскресения Христова, которое отмечает христианский мир, праздновали еще апостолы. То есть, этот праздник существует с первых времен возникновения христианства. Первые христиане отмечали и Вознесение Господне, Крещение, день сошествия Святого Духа на апостолов. А упоминание о Рождестве встречается впервые только в III веке! Евангелисты Матфей и Лука рассказывают об этом событии, но дату не называют. Хотя в целом у Луки встречаются точные датировки, однако великая дата Рождения Христа оказывается в забвении.
Такое поведение первых христиан может показаться нам странным, причем странным двояко: в духовном плане — ведь Рождество Христово сегодня для нас является одним из главных праздников, и просто по-человечески — если день рождения обычного человека воспринимается как главный день в году, то что уж говорить о рождении Богочеловека, Спасителя.

— Чем же можно объяснить такое явление?

— Чтобы понять суть данного вопроса, необходимо посмотреть на историческую, культурную среду, в которой родился и жил Иисус Христос. У правоверных иудеев и у язычников было разное отношение к событию рождения. И мы сегодня в этом плане больше похожи на язычников. Иудеи вообще не замечали данного дня. В Библии дни рождения упоминаются только три раза, и то сообразно историческим событиям. Например, дни рождения египетского фараона или Ирода Антипы, когда совершилась казнь Иоанна Крестителя. И парадокс в том, что из всех древних народов именно иудеи трепетнее всего относились к деторождению. Для них это было не просто рождение ребенка, а ожидание обещанного Богом Спасителя — обещание, которое было дано еще Адаму и Еве сразу после грехопадения. Но, несмотря на это, у них славилось не само событие рождения человека, а в его появлении на свет прославлялся израильский Бог.

— Но почему нужно было противопоставлять одно другому? Почему нельзя и славить Бога, и чествовать день рождения человека, как, по сути, мы и делаем сейчас?

— Дело в том, что в религиозном самосознании древних израильтян, Библией было вложено понятие о врожденной греховности человека, первородном грехе как следствии грехопадения прародителей Адама и Евы. А если люди рождаются с тем, что является причиной всех их бед и страданий, то зачем чествовать день начала этих страданий. Поэтому, хотя Иисус Христос родился именно для избавления человека от страданий, евангелисты, которые тоже были иудеями и людьми своего времени, не написали о дате этого события. Первыми распространителями христианства по миру также были иудеи диаспоры, иудеи рассеяния. Поэтому неудивительно, что Рождество отсутствовало в диптихе христианских праздников двух первых веков.
Однако все сказанное — не единственная причина, почему это событие было во временном забвении. Необходимо отметить и то, что первых христиан волновала не хронология, а само событие, факт — а не дата. Как это было и со многими другими моментами. И проповедь апостолов — не о Рождестве Христа, которое и так было очевидно для всех христиан, а о Его Воскресении. Как говорил апостол Павел в первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Потому у христиан первых двух веков и не было праздника, посвященного Рождению Христа, основой их духовных переживаний было Его Воскресение.

— Когда же этот праздник все же возник, и почему это произошло?

— Уже в III веке писатель Климент Александрийский пишет о том, что появились люди, которые пытаются не только исследовать духовную составляющую Рождества Христова, но и определить его точную дату — день и год. Что же произошло? Интересно то, что у истоков празднования были внешние обстоятельства. Во II веке в церковной среде появились разного рода лжеучения, особенно доминировали — гностические, от слова «гносис» — «знание». В попытке совместить христианство, язычество и греческую философию, составлялись самые фантастические религиозные системы, но общее в них было одно — они мифологизировали образ Христа, отрицали Его Человеческое естество. В борьбе с этими ересями и появился праздник, который изначально назывался не Рождеством, а Явлением Христа и был двуединым, то есть отмечались два события: и Рождение Спасителя, и Его Крещение.

— Означает ли это, что если бы не названные внешние обстоятельства, у нас вообще не было бы праздника Рождества?

— Конечно Рождество Христово — это не просто воспоминание о событии, а непосредственно его переживание и участие в нем. Именно для этого участия Церковь утвердила и дату Рождества. Потому что главная причина — не в гностиках, а в твердой вере христиан в то, что в этот день родился не очередной божок, «ответственный» за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени. Человеком стал Создатель человека. В языческих мифах тоже рождались человекобоги. Но христианство утвердило непреложную истину о том, что в Вифлееме родился Богочеловек. И разница здесь совсем не в словах.
Нужно задуматься о тех противоречиях, которые могут возникнуть у человека богословски неискушенного. С одной стороны — это невместимый Бог, Абсолют. Бог, как повествует нам Библия, которого нельзя увидеть, чтобы не умереть. И с другой стороны — беззащитный Младенец, который требует ухода и заботы, которого пеленает Мария и кладет в ясли, то есть в кормушку для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Бог!

— Как известно, христиане в разных странах отмечают Рождество в две разные даты — по григорианскому и юлианскому календарям. Почему так произошло?

— Средняя продолжительность года в юлианском календаре, утвержденном когда-то Юлием Цезарем, на 11 минут и 14 секунд больше тропического года. За полторы тысячи лет с момента Рождества Христова реальные астрономические дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия сместились примерно на десять дней назад. И Папа Римский Григорий XIII решил исправить эту разницу. Однако Православная Церковь оставила у себя юлианский календарь. Так и возникла разница в дате празднования Рождества. Но, надо сказать, что для удобства верующих на григорианский календарь перешли поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Польши, Болгарии. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе с большинством населения своей страны, имеет Русская Православная Церковь в Западной Европе.

— Некоторые считают, что и нам надо последовать за «всем цивилизованным миром» и перейти на празднование по григорианскому календарю. Почему же Русская Православная Церковь по-прежнему остается на юлианском?

— Если точно выверять богослужебный круг по астрономическому календарю, то разница составляет на сегодня уже не десять, а тринадцать дней, и зимнее солнцестояние, по которому выверялось Рождество, теперь уже даже не 25, а 21 декабря. То есть, календарь снова сместился, и прежние поправки уже не актуальны. Зачем же тогда нам сверять календарь с астрономическим? Ради «исторической правды»? Но нельзя же все время сдвигать и сдвигать даты. Да и зачем? Вспомним, что Евангелие не говорит нам ни слова о дате Рождества, а только о том, что Христос — родился! Это — и историческая правда, и одновременно — свобода верующего человека. Потому, что чудо и радость Рождества не в том, что Христос появился на свет именно в день зимнего солнцестояния, а в том, что Бог стал Человеком, дал человеку возможность стать другим, измениться. А если не думать об этом, главном, то есть ли вообще разница, когда именно родился Христос, какого числа пришли волхвы с дарами и пришли ли вообще, вела ли их звезда или они оказались рядом случайно. Библия — не учебник астрономии. Библия имеет более высокие цели — воспитание и спасение человеческой души.

— О чем стоит задуматься всем нам, отмечающим приближающийся праздник Рождества?

— Поздравляя всех с Рождеством Христовым, хочу напомнить, что чудо Рождества делит время на две эпохи — до и после. И какие бы ни были попытки переосмыслить это событие, все всегда рано или поздно возвращалось на круги своя, доказывая людям, что появление на земле Христа, есть главное событие в истории человечества. Мы с вами — живые люди с нашими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями. И для нас очень понятными и близкими становятся слова Иосифа Бродского: «В Рождество все немного волхвы». Но, к сожалению, очень часто мы идем ко Христу не с подарками, а за подарками, и забываем, что прежде чем о чем-то просить, надо и что-то принести. Что же можно принести в подарок Богу? Свое любящее сердце. Именно ради таких человеческих сердец зажглась две тысячи лет назад и зажигается каждый год Вифлеемская звезда.

Еще фото: