"Горняя встреча" | Иссинское благочиние

"Горняя встреча"

Пятнадцатого февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения — в воспоминание евангельского события, когда Младенец Иисус на 40-й день после Рождества был принесен в Иерусалимский храм, где был встречен пророческими словами Симеона Богоприимца. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.

— Все православные люди знают, что существует праздник Сретения. Многие могут пересказать события, описанные в Евангелии. Но достаточно ли этого знания, чтобы понять суть праздника?

— Слово «Сретение», конечно, звучит непривычно для современного человека, и не все задумываются, что оно означает. Сретение — это встреча с Господом, это точка во времени, где встретились древний мир и христианство. И знаковые святые персоны праздника — старец Симеон и пророчица Анна, оставили свои имена в Священном Писании и в истории этого события потому, что дали нам пример, как встретить Господа с чистым, открытым сердцем. По слову святителя Феофана Затворника: «Мы все призваны не только к мысленному представлению блаженства, а к действительному его вкушению, потому, что мы призваны иметь и носить в себе Господа и ощущать Его всеми силами своего духа. Когда мы достигнем такого состояния, тогда наше блаженство будет не ниже блаженства тех, которые участвовали в Сретении Господнем».

— Как давно праздник Сретения отмечается Церковью, и как он возник?

— Древнейшим исторически достоверным свидетельством о чествовании Сретения на Древнем Востоке является свидетельство западной паломницы Этерии, датируемое концом IV века. Эти записки не дают еще торжеству самостоятельного названия, а именуют его просто сороковым днем после Богоявления.
Есть две традиции поясняющие возникновение праздника, взаимно противоречащие друг другу. Назидательная церковная традиция, которая окончательно закреплена Четьей Минеей, обуславливает установление праздника чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий в Константинополе — моровой язвы и землетрясения, которые затронули не только сам Царьград, но и соседние земли в 541-452 годах. Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся если будет установлено празднование Сретения Господня. И действительно, 2 (по новому стилю 15) февраля 542 года после совершения торжественного богослужения в честь Сретения, болезни и землетрясения окончились чудесным образом. В память этого события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чествовать этот день.
Хотя эта гипотеза чрезвычайно популярна, ее разделяют однако не все древние и современные богословы. Многие нынешние литургисты убеждены, что празднование Сретения ввел не Юстиниан, а его предшественник — император Юстин (годы правления 518-527). Юстиниан лишь осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Данные богословы никак не связывают праздник Сретения и чудо спасения от вышеупомянутых бедствий, но считают его отголоском богословских споров в догматической борьбе с монофизитами, которые считали, что во Христе наличествует одна лишь только Божественная природа, полностью поглотившая природу человеческую. Хотя следует отметить, что например армяне-монофизиты также празднуют Сретение. «История войн Юстиниана», написанная Прокопием Кесарийским, хотя и повествует о продолжительной и разрушительной эпидемии, но никак не упоминает об установлении благодарным Богу императором праздника Сретения. Церковный историк Евагрий Схоластик в своей знаменитой «Церковной истории» также упоминает о смертоносной болезни в одной из глав, но и у него сведения о каких-либо "Сретенских мотивах" в память об избавлении от губительного поветрия отсутствуют.
Данный вопрос вызывает разногласия в богословских мнениях до сих пор, но само событие праздника служит неким объединяющим фактором.

— Праздник Сретения Господня знаменует события из жизни Христа, Его принесение во храм. Вместе с тем, священнослужители совершают в этот день богослужения в облачениях голубого цвета, как это принято на праздники посвященные Пресвятой Богородице. Откуда взялась такая традиция?

— При попытках выяснить характер праздника Сретения и его место в ряду других Двунадесятых праздников можно столкнуться с некоторыми вопросами, которые до сих пор не имеют однозначного решения. Наличие противоречий сопряжено в первую очередь с многоаспектностью Евангельского события как основы самого праздника. Источники свидетельствуют, что Сретение начиная от своего возникновения и до настоящего времени — праздник Господский. Христос приносится в храм, являясь духовным эпицентром знаменуемого события. Смысловым указанием являются выдержки из Книги пророка Малахии и из Евангелия от Луки.
В Иерусалимской традиции V-VII веков встречается два основных названия праздника — «Встреча Господа» и «Праздник Очищения». Есть и другие наименования, например, «Представление Младенца Иисуса Господу в храме Иерусалимском» и «Принесение Господа во храм». Но именно «Праздник Очищения» разделился в последующей богословской традиции Востока и Запада. В Римском праздновании Сретения акцентировался обряд очищения совершенный над Девой Марией, и сам день стал называться «Очищение Блаженной Девы Марии», что относит данное событие к разряду Богородичных праздников. Вместе с тем в некоторых рукописных и печатных Иерусалимских и русских уставах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников и прямо именуется иногда как день Сретения Пресвятой Богородицы.
Видный богослов и литургист Гермоген Иванович Шиманский пишет: «Сретение — праздник Господский, но отнесен к Богородичным праздникам по построению устава богослужения». Кажущаяся противоречивость приводит к непрекращающимся спорам, в ходе которых праздник определяется компромиссно — как Господский неполный, Господско-Богородичный. Однако, несмотря ни на что, праздник имеет устойчивое место в месяцеслове — 2/15 февраля, и совершается по чину Двунадесятого торжества.

— Невозможно, говоря о событиях Сретения, не вспомнить участие в них святого старца Симеона Богоприимца. А о каких еще личностях не следует забывать в связи с этим праздником?

— Кроме личности Симеона Богоприимца, о котором повествуется всегда в связи с событием Сретения, отцы Церкви восхваляют также и пророчицу Анну, о которой есть лишь небольшое упоминание в Евангелии, но которая была живой и действенной участницей святого события. Вот как пишет о ней святитель Амфилохий, епископ Иконийский: «Анна — венец вдов, чином пророчица, во вдовстве пребывает, в Царстве небесном обретается. Телом измождена, душой бодра, согбенна от старости, пряма мыслью. Воспевает псалмы, а не пустословит, пророчествует, а не баснословит, посвящает себя божественному, непристойному не предается».
Святые отцы неустанно прославляют также и Богоматерь, поклоняясь Ее крестным страданиям в Ее распятой любви, воспевая Ее бесконечную жертву Своему Сыну — Христу Спасителю, Который приносится в храм, жертва Которого совершается на Голгофе. Однако разумеется то, что смысловым центром всей богословской мысли праздника является личность Младенца Христа и величие сретаемого Бога. «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», — пишет святитель Кирилл Иерусалимский.

— Чему учит нас праздник Сретения, какой духовный урок можем и должны мы вынести из него?

— Торжество Сретения богословски повествует нам не только о встрече с Господом, в том числе — и о нашей личной встрече с Ним, но и о благодатном призыве к нам Самого Спасителя: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы» (Евангелие от Матфея, 11:28). Так зовет нас к Себе Божественный Учитель Господь Иисус Христос. Зовет несчастных и обездоленных, тружеников и страдальцев, обещает дать божественный покой нашим душам. Что может быть в жизни дороже этого покоя? Можно иметь в пользовании все удобства, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и удачливым в общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то увы, счастье наше будет далеко не совершенным. И можно ли вообще назвать счастьем то, что временно и скоро преходяще? Сегодня мы в славе и в почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня мы в силе и здравии, а завтра — в немощах и болезнях. Но Господь согреет нас Своей любовью и утешит. Он простит нашу вину, Он забудет все оскорбления какие так часто мы Ему наносим. Он вернет нам Свое благоволение, и мы обретем покой для наших душ.
Радость старца Симеона Богоприимца может разделить и пережить каждый. Тот благодатный мир, который посетил душу старца, не чужд и нам, он близок нам с вами.
Апостол Павел говорит: «Христос есть мир наш». Со Христом мы имеем теснейшее общение в нашей живой вере, в делах любви, в нашем стремлении к праведности и благочестию, в Таинстве Святого Причащения, в посещении храма как места присутствия Живого Бога. Однако совершая все вышеупомянутые добродетели, не стоит считать, что мы сделали что-то особенное, а также ждать от Бога признательности и вознаграждения. Нужно быть просто благодарными Ему за то, что Он не возгнушался нами, но грешного и падшего человека оживотворил святыней Своего Божества.

Еще фото: