"Праздник во времени" | Иссинское благочиние

"Праздник во времени"

Седьмого апреля православные христиане отмечают один из величайших праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.

— Само название праздника — Благовещение, достаточно понятно и не требует долгих пояснений. И все же батюшка, напомните пожалуйста, что оно означает.

— Значение этого слова действительно ясно: Благовещение — это радостная весть. Таким образом, название праздника указывает на особое событие, радостное известие, прозвучавшее единожды в мировой истории и не слыханное ранее. Но в этом названии интересно вот что: весь смысл праздника вмещается в одно слово. В обиходной речи отсутствует уточняющий смысл, подзаголовок. Говоря «Благовещение», мы без каких-либо уточнений не боимся быть неправильно понятыми. Ведь хотя в Библейской истории радостных известий, связанных с откровениями и пророчествами было много, факт Благовещения случился только один раз.

— Благовещение — один из немногих праздников, которые мы отмечаем в период Великого поста. Как это сказалось на его традициях и осмыслении празднуемых событий?

— Исторически сложилось так, что Благовещение почти всегда совпадает со временем Великого поста. И смысл в этом, конечно, есть. В пост мы особо сосредотачиваемся на земной жизни Иисуса Христа и на той идее, которую Он принес людям — идее спасения падшего человечества. Вся Его земная жизнь как раз и связана с этой идеей. Спасение, воплощение этого замысла, начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии, а завершается страданиями и искупительной смертью Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Именно в событии Благовещения пришла весть, что явилось освобождение нашего греховного естества в соединении Божественной и человеческой природы. В полной мере это раскрылось в победе Христа над смертью.
У Благовещения есть и свои богослужебные особенности. Надо учитывать, что Пасхальный цикл исчисляется по лунному календарю, а Благовещение, как и другие непереходящие, то есть отмечаемые в определенную дату праздники — по солнечному. Происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении, делая его очень насыщенным.
В этом году, в нынешнем великопостном богослужении праздник Благовещения стоит рядом с Крестопоклонной неделей, с чином выноса Креста. Распятие будет находиться в храме рядом с иконой Той, Которая родила Христа, распятого за нас. Это дивное и непередаваемое духовное чувство в верующем человеке должно вызывать благоговейный трепет, который одновременно сочетается с ликованием в осознании дивной Божественной любви и страшного подвига этой самозабвенной любви на Кресте.

— Вы сказали, что Благовещение приходится на время поста почти всегда. А что же в случаях исключения?

— Исключения эти нечасты, но заслуживают особого упоминания. В редкие годы Благовещение совпадает с днем Пасхи, и тогда у людей появляется возможность участвовать в таком удивительном богослужении как Кириопасха. Некоторые верующие объясняют это слово как Пасха Господня, но правильнее сказать — Господствующая Пасха, то есть главенствующая из двух великих праздников.
В последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом можно усмотреть особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране атеистический режим утратил свое господствующее положение и вновь утвердилась свобода веры. Духовно мыслящие люди считают, что Кириопасха 1991 года принесла нашей родине своеобразное духовное обновление.

— Известны ли какие-либо подробности события Благовещения, кроме тех, о которых мы читаем в Евангелии?
— Согласно Церковному Преданию, выраженному в апокрифах II века — «Протоевангелии Иакова» и «Книге о Рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», называемой также «Евангелие псевдо-Матфея», Пресвятая Дева услышала благовестие архангела сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем еще и в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для Иерусалимского храма. Согласно «Протоевангелию Иакова», эти эпизоды Благовещения непосредственно следовали друг за другом. Согласно второму источнику, между ними прошло три дня.
Это апокрифическое предание нашло свое отражение и в иконографии праздника. Хотя одним из самых распространенных иконографических воплощений Священного Предания является изображение, где Богородица читает Книгу пророка Исайи, в которой и говорится о сакральном событии, участницей которого Она стала вскоре.

— В евангельском повествовании о Благовещении есть непонятное для многих упоминание, что это произошло «в шестой месяц». Что это за шестой месяц, от какого события его надо считать?
— Такое упоминание есть в тексте Евангелия от Луки (1:26), где приводятся слова: «В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет». И здесь имеется в виду шестой месяц от зачатия праведными Захарией и Елизаветой своего сына — будущего Пророка и Предтечи Господа, Иоанна Крестителя.

— Почему же об Иоанне Крестителе упоминается там, где речь идет о Благовещении?
— А потому, что архангел Гавриил, уверяя Деву Марию в том, что у Бога нет ничего невозможного, свидетельствует об этом говоря: «Вот и родственница Твоя Елизавета понесла во чреве, и ей уже шестой месяц — той, про которую говорили «неплодная». То есть речь о сроке, когда беременность уже скрыть невозможно, она становится очевидной. И Пресвятая Мария приняв благую весть, сразу же направилась к праведной Елизавете, увидела, что все сказанное о ней ангелом — правда, и разделила радость вместе со своей родственницей. Одна из древних иконографических композиций, посвященных этому событию, так и называется — «Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой», или - "Целование Святой Елизаветы".

— Как Церковь объясняет тот факт, что исполнительницей столь важной и святой миссии стать Матерью Сына Божьего была избранна именно Дева Мария?

— Дева Мария конечно была особенным человеком, иначе Господь не избрал бы Ее для такого события — события Боговоплощения, которое изменило историю всего человечества. Ведь правильно это событие можно назвать не только Благовещением, но и Боговоплощением, праздником зачатия Господа нашего Иисуса Христа, праздником соединения Божественной и человеческой природы в Ее Сыне. Следует признать, что вера многих женщин-христианок, которые избирали путь служения только Господу, сохраняя девство, была не менее сильной чем вера Девы Марии. Но Ее природа была особенно открыта к принятию ангельской вести и к действию Божьей благодати. Потому, что одно лишь явление ангела совершить всего не могло. В конечном итоге в событии Благовещения произошло двойное действо: во-первых, явление милосердия Божия к людям, и во-вторых, принятие человеком, то есть Девой Марией, этого милосердия, этой благой вести. Праздник Благовещения говорит нам о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Нее родился Сын Божий. Его воплощение, то есть зачатие — с одной стороны это дело спасающей Божией любви и Божией силы. Но вместе с тем- дело человеческой свободы. И в этот день в Божией Матери мы созерцаем Ту, Которая всем сердцем, всей своей крепостью сумела довериться Богу до конца. Но надо сказать, что эта способность в Ней была все же не природной. Такую веру можно было стяжать только подвигом любви к Богу, подвигом чистоты сердца. Не зря отцы Церкви говорят: «Пролей кровь — и приимешь дух». И Она пролила кровь Своей души, когда распинали Ее Сына.
Один из западных писателей говорит, что зачатие Христа стало возможным тогда, когда нашлась Дева Израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести имя Божие и принять это имя так, что оно стало плотью в Ней Самой.
Необходимо видеть разницу между событиями зачатия Иоанна Предтечи и воплощения Христа Спасителя. Захарии тоже было возвещено, что у его жены родится сын, несмотря на преклонный возраст родителей. И как же отреагировал Захария на эту весть Божию, что он сказал? «Как же это может быть? Этого не может случиться. Чем ты можешь это доказать и какое заверение можешь мне дать?» — обратился он к ангелу. Божия Матерь тоже ставит этот вопрос, но контекст совсем иной, не требующий доказательств. Она говорит: «Как это может случиться, я дева?» И на утверждающие слова ангела отвечает, полностью предавая Себя в руки Божии: «Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему». Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, приняв с непостижимым доверием весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.

— Людей нередко смущает слово «раба», употребленное в данном случае.

— Давайте вспомним, что у древних славян рабом называл себя тот человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому человеку, во спасение этого человека. Таким образом, наши предки воспринимали это слово по-Евангельски. В сегодняшнем словоупотреблении данное понятие изменилось, и свидетельствует оно только лишь о порабощенности человека.

— О чем в первую очередь Вы посоветуете вспомнить православным людям в преддверии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы?

— За событиями Священной Истории Благовещения, о которых повествует Евангелие, мы должны созерцать Деву, Которая принесла Богу бесценный дар — способность в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божьего, свободно отдавшего Себя для спасения мира.

Еще фото: