"Фавор и Голгофа" | Иссинское благочиние

"Фавор и Голгофа"

Девятнадцатого августа православные христиане отметят Преображение Господне. Об этом празднике, являющемся Престольным для Иссинского храма, — наша беседа с благочинным округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Одна из особенностей праздника Преображения состоит в том, что он приходится на период поста. Скажите, пожалуйста, батюшка, как эти две духовные вехи православного календаря соотносятся между собой?

— Успенский пост, о котором идет речь, начинается 14 августа, а именно — с праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Впрочем таинственное выражение «происхождение Древ Креста», означает просто крестный ход. А праздник Преображения Господня создает неповторимый настрой Успенскому посту, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все данное Творцом, что и показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Поэтому мы должны воспринимать пост не как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое, ведущее нас к Богу действие. Успенский пост длится всего две недели, с 14 по 28 августа, но при этом он такой же строгий, как и Великий. А завершается он праздником Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван.

— Этот праздник — еще впереди, а пока давайте вернемся к более близкому по дате празднику Преображения Господня. Поясните, батюшка, в чем его смысл?

— Праздник Преображения Господня, отмечаемый на исходе лета, наполнен множеством глубочайших смыслов. По-гречески Преображение звучит как «метаморфозис», отсюда слово «метаморфоза», по-латыни — «трансфигурация», то есть превращение, изменение вида, природы, сущности. О таком превращении рассказывают три евангелиста — Марк, Матфей и Лука.
Праздник Преображения начинает сам о себе свидетельствовать задолго до даты празднуемого события. Ведь приближались последние дни Христа на земле, и Он спросил учеников: «За кого вы Меня почитаете?» На это вопрошание Петр дал ответ: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Причем сказав это один, Петр выразил мнение всех апостолов. Казалось бы, причем здесь вообще событие Преображения? А связь такая: Христос Сам никак не открывал Свою Божественную природу, хотя мог бы открыться перед учениками во всем Своем величии в самом начале проповеди. Но Он хотел, чтобы они, да и все остальные, уверовали добровольно, а не по принуждению. И Петр, прозревая глубинную сущность Христа-Спасителя, твердо выразил уверенность в Божестве Иисуса. После этого евангельского предпразднства Преображения, Христос начинает подготавливать учеников к дальнейшим событиям, в особенности к страданиям, которые Ему предстоит претерпеть. К тому, что Ему надлежит идти в Иерусалим, пострадать от книжников и фарисеев, быть убитым и в третий день воскреснуть. Христос ведет сокровенные беседы с апостолами, и в одной из них говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Через шесть дней после этой беседы о Кресте и Царствии Божием и произошло событие Преображения.

— Напомните, пожалуйста, содержание данного события.

— Как повествует Евангелие, Христос поднялся на гору Фавор, взяв с Собой троих любимых учеников: Петра, Иакова и Иоанна. Пока Христос молился, учеников сморил сон, но их разбудило чудо: Учитель «преобразился пред ними, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла об исходе Господа, которому предстояло быть в Иерусалиме, то есть о предстоящем распятии на Кресте. После этого Господь с учениками сошли с Фавора. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Своего Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Однако нужно помнить, что там, на Фаворе, это был только краткий миг истины, в свете которого потом надо было попытаться держаться и устоять. Что же было дальше? Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра, один Тебе, и один Моисею, и один Илии...». И дальше евангелист свидетельствует, комментируя эти слова Петра: «...не зная, что он говорит». Потому что действительно слова Петра о желании сделать шатры кажутся странными и неуместными после того чуда, свидетелем которому он был.

— Для чего же Христос преобразился перед глазами учеников?

— Дело в том, что Господь повел апостолов на гору Фавор в преддверии Своей Крестной муки, чтобы укрепить их перед самыми страшными днями, которые Ему и им предстояло пережить. Он показал, что Он не просто новый учитель добра и проповедник, а настоящий Сын Божий. Можно предположить, что как раз в подтверждение события, суть которого не сразу поняли его участники, в уверение Петра раздался голос Бога-Отца с неба: «Это Сын Мой возлюбленный, на Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф. 12:5).

А затем Христос сошел с горы Фавор, чтобы идти на другую гору — на Голгофу. Таким образом, Преображение является предвестником Светлого Христова Воскресения — Пасхи. Известно, что это событие случилось за сорок дней до Воскресения.

— Почему же тогда праздник, посвященный этому событию, отмечается в августе, а не в феврале или марте — за сорок дней до Пасхи?

— По установившейся традиции Церкви, временной промежуток в сорок дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь снова вспоминает страдания и смерть Христовы на Кресте. Для тех кто видит в этом некоторые противоречия, уместно привести слова протопресвитера богослова Александра Шмемана, который замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: «...Да егда Тебя узрят распинаема». В словах этого кондака как раз и наличествует подтверждение всего, о чем мы перед этим говорили.

Выдающийся отечественный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Василий Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился незадолго до своей последней Пасхи — в феврале или марте по нашему календарю.

— Каким образом все же этот временной отрезок сочетается с нынешней датой праздника Преображения — 19 августа?

— Анализируя историю нескольких церковных праздников, профессор Болотов пришел к выводу, что в установлении дат Церковь часто руководствовалась не буквальными, а педагогическими соображениями, устанавливая праздники нарочито в дни языческих торжеств, потому что хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных языческих обычаев. Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего он был учрежден в Армении, взамен местного почитания языческой богини Астхик — аналога греческой Афродиты, и приходился тоже на шестую неделю после Пасхи. Эта педагогическая логика была актуальна и в других христианских странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими вакханалиями — празднованиями в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить эти языческие обычаи или христианизировать их, было решено праздновать в это время Преображение, впоследствии совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование плодов земных. Это — продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков», то есть первых плодов. Необходимо понимать, что собрать максимальное количество людей — селян, особенно живущих в отдаленных горных районах, можно было только по большим праздникам, что и делалось для придания празднуемому событию большей торжественности.

— В чем богословское содержание праздника Преображения Господня?

— Богословское содержание праздника трудно переоценить. В этот день Господь Иисус Христов явил Свою Божественную славу, святость по Человеческому естеству, показав, что он — совершенный Бог и вместе с тем — совершенный Человек. Это первая из основ содержания праздника.

Второе: Христос указал, как прославятся праведники по мере их святости в Царстве Славы.

Третье: Господь явил власть над Небом и преисподней, призвав на гору Фавор пророка Илию и законоположника Моисея. Христос продемонстрировал превосходство Евангелия над ветхозаветным законом, так как Моисей и Илия, ревнители ветхозаветного закона, стояли на горе перед Спасителем, как рабы перед Владыкой.

Известно, что на горе Фавор Христос является апостолам в нетварном свете. Символика света вообще крайне важна для Священного Писания. Например, в Ветхом Завете Бог ведет за собой иудеев по пустыне днем в столпе облачном, ночью — в столпе огненном. Псалмопевец про свет говорит: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26:1). Христос просиял на Фаворе и явился во свете, потому что он Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

На основании этого евангельского повествования выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется так называемый исихазм — восточнохристианская практика умной молитвы.

— О чем еще вы хотели бы сказать накануне престольного для нашего храма праздника Преображения Господня?

Хочу процитировать строки из стихотворения Бориса Пастернака «Август»:

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Еще фото: