"Богородичная Пасха" | Иссинское благочиние

"Богородичная Пасха"

В эту субботу, 28 августа, православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы. Об этом празднике, его происхождении и связанных с ним событиях — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Мы знаем, что основное событие, отмечаемое в праздник Успения, — это переход Пресвятой Богородицы от земной жизни к вечной. Напомните пожалуйста батюшка, как происходило это событие.

— «Богородичной Пасхой» называли праздник Успения на Руси. И такое наименование не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась усердной Заступницей за них пред Престолом Господа.
После Воскресения и Вознесения Сына Божьего, Дева Мария большую часть времени проводила в Иерусалиме, где жила в доме святого Иоанна Богослова. Богородице за три дня до кончины уже было известно, что пришло Ее время умирать, и именно апостолу Иоанну, самому первому, Она сообщила о том, что совсем скоро Ей предстоит оставить земной мир. Затем поведала об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Богородица утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей пред Господом. Но не в этом главная радость праздника.
— В чем же она состоит?
— Духовная суть события заключается в том, что Богородица первой из людей прошла по тому пути, который уготован христианам в конце времен. Сам Господь принял Ее душу, а через несколько дней вознес на Небо во плоти. И хотя догмата о телесном воскресении Девы Марии нет, именно так воспринимается Ее кончина и последующее восхождение на Небеса. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней во всякой нужде.
— Известно ли, когда произошло событие Успения и в каком возрасте на этот момент находилась Пресвятая Богородица?
— Доподлинно неизвестно, сколько лет было Божьей Матери, когда она преставилась. Но попрощаться с Ней пред Ее кончиной прибыли из разных краев и другие апостолы. И именно сохранившиеся о них сведения позволяют предполагать, в каком году случилось Успение.
Ориентировочно в 64 - 67 годах были убиты апостолы Павел и Петр, согласно Преданию присутствовавшие и в последние часы Ее жизни, и во время погребения. Соответственно, скончалась Пресвятая Дева раньше 64-го года. Косвенным подтверждением такой хронологии можно считать следующий момент: в древности ряд христиан почитали Пречистую Деву как мученицу. Причина такого восприятия заключается скорее всего в том, что Богоматерь умерла в самом начале гонений Нерона на христиан, происходивших как раз в 60-е годы первого столетия. В преддверии такого тяжелого для верующих периода, Богородица отправилась на Небеса, чтобы оттуда заботиться об угнетаемых и укреплять мучеников. Первые мученики и исповедники страдали за Христа, но верили, что с концом земной жизни не заканчивается жизнь души, и что там, в загробном мире, они не будут одиноки.
— Когда возникла традиция отмечать день Успения как праздник?
— Известно, что в Древней Церкви был отдельный праздник, посвященный Богоматери. Только одни христиане отмечали его в конце лета, а другие — в январе (кстати, и сейчас Русской Церковью на следующий день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы). Для воспоминания именно об Успении, дата была назначена Константинопольским императором Маврикием в конце VI века. И до сих пор христиане живут согласно этому установлению.
— Часто людям непонятно, почему день кончины Богородицы, то есть события печального по земным меркам, относят к праздникам, причем Великим.
— Почему Успение — праздник, объясняет святитель Григорий Палама: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».
И надежды на небесную помощь Богоматери в земном мире, и надежды на Ее милосердное покровительство в будущей вечной жизни, создают неповторимую атмосферу этого праздника, когда все печали и скорби растворяются в великой и таинственной радости.