"Крест Господа" | Иссинское благочиние

"Крест Господа"

Двадцать седьмого сентября Православная Церковь отмечает день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, или как еще называют этот праздник-Крестовоздвижение. Накануне этой даты мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Праздник Крестовоздвижения менее известен в широких кругах чем многие другие христианские праздники. Расскажите пожалуйста батюшка, что он собой представляет и какие события знаменует?

— Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый в исторических церквях, который принадлежит к числу господских двунадесятых. Установлен он в память обретения Креста Христова, которое произошло согласно церковному преданию в 326 году, в Иерусалиме, около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.
C VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 628 году. История повествует, что в 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Оба события (обретение и возвращение Креста) объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
Как складывалась дальнейшая судьба Животворящего Древа, историки точно не знают. Кто-то считает, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то — что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге, в алтаре греческого храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

— Как же происходило обретение этой святыни?

— Данное событие состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. Есть три различные версии предания об обретении Креста Господня.
Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века — Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни.
Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию. Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54 гг.), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.
Третий вариант предания, возникший как и второй в Сирии в V веке, сообщает следующие факты. Святая Елена пыталась узнать место пребывания Честного Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Древо Христово помогло чудо — воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения, согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

— Как была определена дата праздника?

— Предание свидетельствует то, что Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи. В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю, а по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о данном торжестве всему христианскому миру.

Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник получил по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе с названием «день обретения Креста». Отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался». «В «Месяцеслове Востока» по этому поводу высказано такое соображение: «Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней».

— В чем особенности богослужения праздника и духовного почитания его центрального символа — Креста Господня?

— Духовное почитание Животворящего Креста выражено в похвале преподобного Феодора Студита: «Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» .

В день Воздвижения Креста положено совершать всенощное бдение и Божественную Литургию. Центральным становится праздничное богослужение накануне события — бдение.
Интересно, что во время утрени на Крестовоздвижение, Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре. Кульминационный момент праздника — чин изнесения Креста, когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их освященным елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника в городских и соборных храмах.
В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций, чин воздвижения Креста сохраняет свои характерные черты: он совершается на утрене, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). После каждого благословения Крестом поется стократное «Господи, помилуй». Интересно то, что согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, епископ или священник должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров. В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века, был изменен порядок благословения Крестом сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

— Почему мы почитаем Крест Господень? Ведь, по мнению некоторых, это орудие казни должно было бы вызывать в христианах отрицательные эмоции и ассоциации.

— Потому, что на Кресте совершилось наше искупление. На Древе Крестном претерпел необыкновенное уничижение не просто великий человек или даже пророк, а Сам Сын Божий — безграничный, вездесущий, всесовершенный. В молитве Божественной Литургии говорится: «Ты бо еси Бог неизречен, недоведом, невидим, непостижим…». Все эти свойства относятся равно и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу. Вездесущий и всесовершенный Сын Божий воплотился, воспринял на Себя человеческое естество и пострадал на Кресте, конечно же именно Своим человеческим естеством. Пострадал по человечеству Тот, Кто был Богом, и потому эти страдания приписываются Сыну Божию. Крестные муки Спасителя имеют безграничную цену. Мы не способны понять бездну смирения Христа, его непостижимую глубину. Преподобный Исаак Сирин премудро сказал, что смирение есть одеяние Божества. И потому, зная безграничную любовь Бога Отца, не пощадившего Своего Единородного Сына, мы должны для самих себя оценить эту жертву, для самих себя пережить ее. Она стала для нас привычной, само собой разумеющейся. Мы постоянно окружены христианскими символами и образами и потому воспринимаем то, о чем они говорят, как нечто изначально данное. Но нужно понять, что совершенное ради нашего искупления не является долгом Господа по отношению к нам, а наоборот превосходит всякую обязанность, всякий долг и всякий закон. Показывает нам безграничную Божественную любовь и всепобеждающую Божественную свободу, которая не имеет никаких границ и препятствий.

Беседовала Елена Лаврова.

Еще фото: