"Посвящение Богу" | Иссинское благочиние

"Посвящение Богу"

Накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемого Православной Церковью 4 декабря, о знаменуемых им событиях и их непреходящем значении состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Напомните пожалуйста, батюшка, о каких событиях напоминает нам праздник Введения во храм?

— Как поется в молитве богослужения праздника, «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых». А нашу беседу мне хотелось бы начать с того, чтобы поведать о празднике словами подвижника ХХ столетия, известного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Чистота и святость, радость — вот непременные атрибуты сегодняшнего праздника. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Пречистая Дева, торжествующая и радующаяся. А праведные родители Ее Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возженными свечами, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, старец первосвященник Захария — родитель Иоанна Предтечи, благословив, принял Святую Отроковицу и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых».

— Очевидно, такой поступок первосвященника не был случайным. В чем его главный смысл?

— Это действие, как и само событие Введения во храм Пресвятой Богородицы, положило конец многовековому отчуждению человека от Бога. Важной частью праздника является тот сакральный момент, что святилище Иерусалимского храма где обитал Бог, недоступное никому, кроме одного лишь первосвященника, и то однажды в год, благодатью Божией открывается Святой Отроковице. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, неся в Себе великую жертву, новую, живую жертву — Христа Бога, Бога и Человека. Ветхозаветный храм, хранилище древнего ковчега Завета, принял в себя новую жизнь, священный ковчег Нового Завета — Приснодеву Марию. Наступило время, когда благоволение Божие возвращается людям, благодать свидетельствует о примирении с Господом, потому что Сын Божий — это Сын Девы. И вход на небо откроется всем желающим спасения. Пресвятая Богородица — плод молитвы престарелых родителей, явилась для людей Даром Господа, и через Нее Христос, пришедший к человечеству и затем вознесшийся к Своему Небесному Отцу, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как великая жертва, жертва благоприятная.
На основании всего этого нам становятся понятными предчувствия великих перемен в мире, которые можно выразить словами Рождественской радости и надежды: «Христос рождается, славите: Христос с небес, срящите»! Не случайно это песнопение праздника Рождества, впервые в году исполняется на богослужении Введения во храм. В момент событий Введения до явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и Иерусалимский храм был призван вскормить, воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Пресвятой Богородицы, наполняя Ее Божеством и подготавливая в Ней само Боговоплощение. Потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, Мария дала обет Богу до конца жизни сохранять девство и остаться рабой Господа, Ему единому служить и предаваться во всем и всегда Его святой воле.

— Если многие события, легшие в основу христианских праздников, мы знаем из Священного Писания, то о Введении во храм там не сказано. Не вызывает ли это каких-либо сомнений, разночтений в его толковании?

— Здесь уместно будет сказать, что есть необычный взгляд на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — взгляд так называемых «новых исследователей христианства». Суть этого мнения в том, что никакого Введения во храм, собственно и не было. Как утверждают многие такие «исследователи», неоспоримым аргументом для них является тот факт, что само событие праздника не вписывается в то, что известно об отношении к храму у древних евреев, и даже идет вопреки некоторым установлениям. Например вхождение в храм, доступное лишь для мужчин.

— Что же можно сказать в опровержение этим доводам?

— Речь в данном случае не про нарушения, а про исключения, которые происходят по воле Бога. Сам Христос засвидетельствовал иудейским законникам, упомянув ветхозаветные времена: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в Дом Божий, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12: 3-4). Это — первое.
Второе: про многих «исследователей» можно с уверенностью сказать только одну вещь — это все люди из ХХ, в лучшем случае ХIХ века, и ни один из них не жил при Иерусалимском храме в I веке до Рождества Христова, чтобы свидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Все, что есть в распоряжении таких исследователей — это небольшая масса разрозненных сведений из письменных источников и собственное мнение. Верить в то, что историкам документально известен каждый шаг, совершенный две тысячи лет назад, может только несведущий в исторической науке человек. А Введение во храм Девы Марии и не могло совершиться как рядовое событие, а было именно исключением, и скепсису исследователей ХХ века цена невысока. Это не знание, а гадание. В противовес, у исторического источника
II века — «Протоевангелия Иакова», повествующего о Введении во храм как о реальном факте, права на доверие намного больше.
И третье: если человек называет себя православным христианином, значит, он верит, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории. А значит, такой человек признает, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины, поскольку Святой Дух хранит ее от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о Православной вере, чл. 12). И значит, он верит и признает в Церкви то, что ею установлено и проповедовано как истина, в том числе и достоверность основания праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм. Одним словом, или веришь Богу или не веришь.

— Праздник Введения во храм — хороший повод для того, чтобы вспомнить не только об отмечаемом событии, но и о значении храма как такового.

— Храм Божий во все времена — это вечность. В нем живет и пребывает все то, что было от сотворения мира и что будет до второго пришествия Господа. В Доме Божьем всегда все живо и действенно — и прошедшее, и настоящее, и будущее. Живо благодатью Святого Духа.
Но грозными словами звучат предостережения Господа всему человечеству: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю … с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И скажут: «За то, что они оставили Господа Бога своего … и приняли других богов и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие» (3 Цар. 9:6-9).
Парадоксально то, что в одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая стала «Святая Святых большая», но в нем воспитывались и те, кто жил далекой от Бога жизнью. Те, кто убил первосвященника Захарию. Те, кто убил Предтечу Христова Иоанна. Те, кто распял Христа Спасителя. Мы видим то, что человек становится или соработником у Бога, или разрушителем того, что Господь созидает. Можно быть в храме — и быть без Бога.
Нужно быть особенно внимательным в нынешние времена, когда стало возможным созидать и восстанавливать рукотворенные храмы. В погоне за количеством стахановские темпы здесь совершенно неуместны. Прежде чем строить, или открывать храм в тех местах где практически нет паствы, нормальных перспектив пастырского служения, и по причине этого совершенно невозможна никакая приходская жизнь, нужно не забывать, что самый главный Храм Божий — это Храм своего сердца, призванный служить Богу в Духе и истине. Созидать храмы нужно понимая все это, а не для «епархиальной галочки».
Приведу слова Господа, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни: «…Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею… Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (Агг. 1: 5-10).
Мы стоим на пороге Храма и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божьего, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Господу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность пред Богом за жизнь мира лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он ни был.
А Пресвятая Дева всегда готова Своей благодатью поддержать, укрепить и провести по жизни и пути спасения всех, к Ней прибегающих с верой и любовью.

Беседовала Елена Лаврова.

Благое дело

Крыша есть, скоро будут и купола

Строительство православного храма Архангела Михаила в селе Каменный Брод успешно продолжается.

Как проинформировал благочинный Иссинского округа протоиерей Сергий Афонюшкин, в первой половине ноября завершились работы по настилу кровли храма, что особенно важно перед наступлением зимы. В ходе обсуждения с членами приходского совета намечен план работ, которые предстоит выполнить на следующем этапе. Это — настил полов, установка окон, подводка и подключение электроэнергии.

Также в настоящее время уже заключен договор с подрядчиком на изготовление и последующую установку куполов и крестов на них. Куполов на храме будет два — основной и малый, над алтарной частью. Малый купол уже находится в процессе изготовления.

Приходской совет продолжает сбор средств на храм, и от того, насколько отзывчивыми окажутся люди, вносящие посильные пожертвования на благое дело, во многом зависит, как скоро строительство подойдет к завершению и храм распахнет свои двери для верующих.

Еще фото: