"Понять и простить" | Иссинское благочиние

"Понять и простить"

Последнее воскресенье накануне Великого поста в православной традиции называют Прощеным. Об этом дне и связанных с ним моментах — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Возможно не все знают, откуда появилось название Прощеное воскресенье. Поясните это пожалуйста, батюшка.

— Этот день называется так потому, что за вечерним богослужением совершается чин прощения. Впрочем, если приходская богослужебная практика не включает в себя вечерней службы, чин прощения может совершаться и по окончании Божественной Литургии, как это происходит у нас в храме. По окончании богослужения настоятель храма испрашивает прощения у клириков, с которыми служит, и у прихожан. Верующие по одному подходят к священнику, испрашивают у него прощение, а затем просят прощения друг у друга. Это не порождение какого-то фольклорного обычая, как думают некоторые, а древнейшая церковная традиция, начало которой положил Сам Христос Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Эти слова — неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

— Нужно ли просить у кого-то прощения и за пределами храма?

— Будет очень хорошим делом, если в Прощеное воскресенье испросить прощения и примириться друг с другом не только в храме, но и дома, а также с сослуживцами. Делается это примерно следующим образом. Говорится: «Прости меня (называется имя), в чем согрешил пред тобою». «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня», — отвечает тот, у кого испрашивается прощение.

— Как давно нам известен этот обычай, и как он появился?

— Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, для того чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к Светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Очень подробно об этом говорится в житии святой Марии Египетской, богослужение которой также совершается в период Великого поста. Монахи знали, что могут не вернуться обратно, погибнув в бесплодной пустыне от голода, или будут растерзаны дикими зверями. И каждый, понимая что эта встреча может быть последней, готовился как перед смертью — чтобы примириться, быть прощенными друг другом, а поэтому — и Богом. Со временем эта традиция примирения с ближними перешла в богослужение всей Церкви, а затем получила широкое распространение среди мирян. Например, очень интересен обычай дореволюционной России, когда Царь просил прощения у своих подданных. С этой целью он объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где обращался со словами о прощении к братии, приезжал с этой целью и к архиереям.
Вообще этот день помогает лучше настроиться на покаяние и приступить к посту в особом, возвышенном состоянии духа. Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой — начало этого поста, важной целью которого является примирение с Богом и людьми.

— Что делать тем, кто по какой-либо причине не смог присутствовать на чине прощения в Прощеное воскресенье?

— Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме на вечернем богослужении священник обращается к народу со словами: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…». И получает ответ: «Бог простит, и нас прости». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Хотя конечно нельзя не отметить особой духовной важности для всех верующих, воскресного чина прощения, совершаемого однажды в год.

— «Прощение» — вроде бы простое и понятное слово. Но как его нужно понимать в православном контексте?

— Конечно это слово означает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной неприязни между людьми и вовсе нет, а отношения все равно натянутые и непростые. Это уместно вспомнить потому, что очень важно чтобы между близкими, у которых просим прощения, не было с нами каких-то внутренних или внешних сложностей. Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то отняли у них: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей, постоянные привычки. Возникает вопрос: как относиться к тем, которых ты кажется простить не можешь? Есть некоторые правила, духовно помогающие нам.
Любого человека, даже самого как нам кажется закоренелого грешника, можно пожалеть. Потому, что как бы плох он ни был, мучиться в аду ему будет тоже больно. И мы должны проанализировать его действия, понять, почему человек стал таким. Может быть его в детстве плохо воспитывали? Или не любили? И прочее. Это не значит, что мы должны его оправдывать. Но понять, проанализировать — можем, а пожалеть — должны. Может быть он поступает так по немощи? Может быть он душевно больной? А если нет, может быть это следствие какого-то душевного надрыва человека? Тем более можно понять несчастного, которому не дают покоя его страсти, неизвестно по каким причинам.
А поняв все это нужно поблагодарить Бога, хотя эта молитва может показаться и фарисейской: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне так же». Но если мы жалеем заблудшего человека, тогда это уже не фарисейство, потому что мы его не осуждаем, но благодарим Бога.

— Как же понять для себя, что прощение искреннее?

— Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды. Мы чувствуем свою правоту перед теми людьми, которые нам, мягко говоря не нравятся, а иногда и причиняют настоящую боль. Где же границы искренности и лицемерия в чине прощения? Об этом меня часто спрашивают, говоря: если я например не люблю человека, и не испытывая к нему никаких положительных эмоций, продолжаю улыбаться ему — лицемерие ли это? На самом деле все достаточно понятно. Если я искусственно веду себя с человеком, при этом осуждая его — это лицемерие и грех. А если я пытаюсь нормально общаться с ближним и при этом ругаю себя, что не могу хорошо к нему относиться, то есть осуждаю себя, а не его, то это не лицемерие, а важный принцип духовной жизни — от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться искренне просить прощения, даже если у тебя это не очень получается, необходимо, при этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточно для этого сил.
Следующий очень важный шаг в деле прощения — это отделить наши чувства от наших действий, боль обиды от жажды мести и гневных разбирательств, вплоть до пожелания смерти другому человеку. Боль обиды — это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его действия по отношению к нашему обидчику, нужно отделять и искоренять.

— Нужно ли быть верующим человеком, чтобы научиться искреннему прощению?

— Простить по-настоящему, конечно легче человеку верующему. Потому, что неверующему сложно объяснить слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то Он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующий человек понимает, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили какое-либо зло, являются орудиями Божьего промысла. Вспомним слова Ветхого Завета о том, что Господь ожесточил сердце фараона, дабы вывести евреев из Египта. Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди, наши недоброжелатели — ангелы, которых Господь посылает для нашего спасения, с какой-то Своей, иногда совершенно непонятной для нас целью. Понимать это важно в любой ситуации, например на войне, когда долг человека убивать врагов. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье — когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. В таких ситуациях можно и нужно бороться за блага жизни, но необходимо побеждать свои негативные чувства, а также молиться за обидчиков.
Прощая человека, мы не обязательно должны вести теперь себя по отношению к нему особым образом — с доброжелательными ужимками и гримасами. Это хорошо понятно на примере, когда родители наказывают ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся, и вполне возможно давным-давно простили, но тем не менее считают нужным лишить его чего-то приятного.

Очень важно понимать и помнить, что мы — глубоко несовершенные люди. Поэтому ждать от себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», — это в некотором смысле гордыня. Не надо удивляться, что порой у нас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам иначе. Просто не будем продолжать обижаться, а будем молиться и думать, что с этим можно сделать.

Беседовала Елена Лаврова.