"Откровение Небес" | Иссинское благочиние

"Откровение Небес"

Совсем скоро православные христиане будут отмечать Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на девять месяцев от даты празднования Рождества Христова. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Напомните пожалуйста батюшка нашим читателям, в честь каких событий был установлен праздник Благовещения.

— Торжество, имеющее один день предпразднства и один день попразднства, установлено в воспоминание возвещения Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Иисуса Христа.
Пресвятая Богородица воспитывалась при Иерусалимском храме, куда Ее привели родители в трехлетнем возрасте. По достижении 14 лет Она не могла уже жить при храме и должна была выйти замуж, так как родители Ее к тому времени скончались. Предание говорит, что первосвященник знал о данном Пресвятой Девой обете сохранить девство. Поэтому он решил обручить Марию достойному человеку, который будет Ее хранителем. Посохи двенадцати благочестивых старцев из рода Давида были оставлены на ночь в храме. Утром священник увидел, что расцвел жезл Иосифа, плотника из Назарета. Он был вдовцом, имел взрослых детей — четверых сыновей и двух дочерей. Повинуясь Божией воле, Иосиф стал Обручником Пресвятой Девы.

О Благовещении мы узнаем из Евангелия от Луки: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Само событие праздника - означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией, в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Пресвятая Дева, не от Архангела Гавриила и не от Своего нареченного мужа Иосифа, как утверждают некоторые скептики. Циничные «физиологические» аргументы в данном случае лучше оставить при себе — многие христиане хорошо знают законы биологии, а потому говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но в том, что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через Архангела Гавриила Он, Вседержитель, Владыка и Господь, смиренно просит согласия отроковицы на сие величайшее Таинство. И лишь когда Он слышит человеческое согласие : «Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Настолько велико было смирение Пресвятой Девы, что Она желала быть хотя бы последней служанкой для Той, которая будет избрана Богом. В этот момент, когда Мария всем сердцем была готова послужить тайне Боговоплощения, к ней явился Архангел Гавриил с благой вестью.
Так начинается Евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне, Тайная Вечеря, Распятие и Воскресение.

— Когда христиане начали праздновать Благовещение, и почему именно 25 марта/ 7 апреля?

— В росписях катакомб, где собирались на молитву первые христиане, имеются изображения Благовещения Пресвятой Богородицы (II–III вв.), поэтому установление празднования приписывается апостолам. Однако возникновение особого праздника произошло не ранее IV века. Этому способствовало открытие равноапостольной Еленой святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах. Есть сведения, что праздник установил святитель Кирилл Иерусалимский. Уже к концу VII века это священное событие было в Византии одним из важнейших. Примерно в то же время праздник распространился и в Западной Церкви.

Дата торжества, 25 марта, была выбрана не случайно. Одно из первых упоминаний об этой дате содержится в творениях Ипполита, епископа Римского (III век), как день Распятия Спасителя. В основе Александрийской и Византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Существует также связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно 9 месяцев. В Византийской традиции считается, что 25 марта — день сотворения мира. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рождество Христово было в 5500 году от сотворения мира.

Праздник Благовещения всегда выпадает в период между четвергом третьей седмицы Великого поста и средой Светлой седмицы включительно, то есть во время постного или Пасхального периода.

— В чем особенности богослужения этого праздника?

— Богослужение рассказывает молящимся о сакральном событии, объясняет смысл исполнившихся Ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихирах, кроме описания события праздника, излагаются те же мысли, что и вообще в Богородичные торжества. Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо вновь соединяется с землею, Адам и Ева торжествуют, и мы становимся причастными Божеству, становимся Церковью, то есть храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихиры великой вечерни праздничного богослужения, построенные как диалог Архангела Гавриила с Божией Матерью.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Он также построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в Себя Бога.

Вспомним, что некогда падший архангел, а ныне демон Денница принял образ змея, приступил к жене в Эдемском саду и искусив — ниспроверг ее. У женщины в раю еще нет имени. Лишь после изгнания из Эдема Адам даст ей имя Ева, что значит «жизнь». Первое звено греха в человеческом роде, а вместе с ним и косвенная причина смерти — женщина — называется «жизнью», но не в насмешку, а ради пророчества. Жизнью же должна стать и Та, к Которой тоже придет Архангел, только не падший, а славный. Он придет и скажет: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Таких слов никогда не говорили ангелы людям. Ни Моисею, ни Илии, как бы ни были велики эти пророки, ни кому-то еще.

— А что же сам Архангел? Что же произошло далее?

— Исполнив то, что было велено ему, и, услышав слова согласия от Девы, он видел как зачинается в Ее чреве, принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул Пречистую. «И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 38).

— Если Господу было угодно родиться от женщины, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная и запутанная трагическая история?

— Дело в том, что невозможно родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать Неопалимой купиной, если Господь этого захочет. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати.
Во всех женщинах — одна природа, и приспособлена она к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только единому Богу и больше никому. Господь воплотился и стал человеком, как только нашел Ту, от Которой стало возможно Боговоплощение. Дева отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Двери души Марии раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее — обо всех нас. Человечество в Ее лице сказало Богу: «Да!» Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым Ты решил прийти». Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение творить Свои великие дела, открытые и понятные одним только смиренным душам.

Наши молитвы в большой части своей повторяют однажды сказанные ангелами слова. Мы поем, вслед за серафимами, на литургии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Мы читаем и поем Трисвятое. К Божией Матери мы тоже обращаемся ангельскими словами. «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою», — говорим мы Ей вслед за Гавриилом. Эти слова повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника Благовещения.

Беседовала Елена Лаврова.

Еще фото: