"Небесный град Иерусалим" | Иссинское благочиние

"Небесный град Иерусалим"

Близится к завершению Великий пост, и скоро настанет праздник Входа Господня в Иерусалим, чаще называемый в народе Вербным воскресеньем. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Напомните пожалуйста батюшка, какие события вспоминают христиане отмечая этот праздник.

— Вход Господень в Иерусалим — это двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание события, упомянутого в самом названии торжества. Праздник этот переходящий, то есть дата его меняется каждый год и зависит от даты празднования Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.
Празднуемому событию предшествует чудо воскрешения Лазаря четверодневного из Вифании. Рассказ об этом мы находим в Евангелии от Иоанна. Лазарь заболел, а его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Только спустя четыре дня, когда больной уже умер и был похоронен, Иисус смог прийти в Вифанию. «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере. Когда отвалили камень, Господь помолился, затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь вышел, окутанный погребальными пеленами.

— Из Священного Писания мы знаем, что Христос и ранее воскрешал умерших. Почему же случай с Лазарем имеет столь большое значение?

— Господь конечно и раньше воскрешал умерших, но вскоре после их смерти. Это же чудо особенно потрясло жителей земли Обетованной, так как Лазарь умер четыре дня назад, от него уже исходил запах тления. Поэтому многие, видевшие это или слышавшие от очевидцев, если до той поры не верили, уверовали во Христа. И когда на следующий день Спаситель пришел в Иерусалим, то многие встречали Его как победителя смерти, как царя, в том числе — из-за случая с Лазарем. Если способность Иисуса накормить пять тысяч человек пятью хлебами, еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскресение Лазаря было безусловным свидетельством победы над смертью.

— Известно ли что-то о дальнейшей судьбе воскрешенного Лазаря?

— Да. Первосвященники, после совершения великого чуда желали убить не только Христа, но и самого Лазаря воскресшего, являвшего собой живое свидетельство. Лазарь, узнав об этом скрылся. Впоследствии он стал епископом Кипра и прожил еще 30 лет после этого события.

— Как давно христиане отмечают Вход Господень в Иерусалим?

— Праздник этот известен с первых веков христианства. В III веке его упоминает святитель Мефодий Патарский, в IV столетии — святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, которые говорят в своих проповедях, что праздник совершается торжественно, и многие верующие идут крестным ходом с зелеными ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели цветоносной. В России, как известно пальмы не растут, поэтому верующие нашей страны встречают Иисуса первой веточкой весны — веточкой вербы, которая как раз в это время распускается. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье.
Тогда же, во время встречи Христа в Иерусалиме, люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник»,- означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой ветвь пальмы — символ чистоты, в знак того, что он идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На востоке победителей также чествовали пальмовыми ветвями.

— Какие есть правила относительно этого праздника, и как проходит богослужение?

— В Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбной пищи, а накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.
В богослужении праздника прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на ослике, а также содержится призыв к верующим встречать Христа приветствием: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!»

Тексты богослужения не просто описывают события, происходившие две тысячи лет назад, но показывают нам их значение, в частности исполнение Ветхозаветных обетований. Например пророчества Софонии, где повествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь. В книге пророка Захарии предсказывается о торжественном входе Иисуса в Иерусалим на молодом осленке: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом». В каноне праздника изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем царского входа Господня в Иерусалим. Повествуется о злобе книжников и фарисеев, которым было нестерпимо смотреть на торжество Сына Давидова. Злоба эта еще возросла, когда войдя в Иерусалимский храм Христос совершил необычные действия, которые грозили Ему опасностью. В доме Божьем любили торговать сувенирами, реликвиями, оберегами. Христос перевернул столы и прекратил торговлю, обличив сребролюбцев. Этого не поняли люди, видевшие до того Его чудеса и чествовавшие Иисуса как Царя. Однако Он поступил так подтверждая, что пришел не земным царем, каким Его ждали, а Царем Небесным.

В одном из тропарей службы подчеркивается, что Христос въехал в Иерусалим не на коне, как победитель, а «укрощая ярость и гордыню царскую». Так никогда не поступил бы царь земной, но Царь Небесный сделал так во исполнение пророчеств. Например, Ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Вспомним также, что когда-то на ослике Христос спасался от Ирода, ехал в Египет. Теперь же, снова на ослике, въехал в Иерусалим. И Спаситель не случайно избрал именно это животное. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но Бог — умалился до человека, поэтому и въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая. И Царства Своего Он достиг не силой, а жертвой. «Править может каждый, — сказал в одной из своих проповедей святой Иоанн Златоуст, — но только царь может отдать свою жизнь за свой народ, потому что только царь до конца, всецело его представляет, и только царь, как символ этого народа, может положить свою душу, свою жизнь для спасения всех».

Об этих святых событиях современный поэт Тимур Кибиров написал свое знаменитое стихотворение, оканчивающееся такими строками:

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!

— Знал ли Господь, входя в Иерусалим, что Его ждет, что случится с Ним вскоре?

— Наш разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начал. Но определенно Христос просил в Гефсиманском саду, чтобы Его миновала «чаша сия», если будет на то воля Небесного Отца, а значит понимал, что ликования, чествования толпы будут недолгими. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Поэтому Спаситель сожалел о святом граде, зная, что он будет разрушен.

— О чем призывает людей задуматься праздник, который мы будем отмечать в это воскресенье?

— В преддверии торжества и Страстных дней, каждый из нас может задать себе вопрос: перед чем мы находимся сегодня? Мы ведь тоже встречаем Христа, приходя на богослужение, криками той толпы: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Мы знаем, Кого мы встречаем. Мы не ошибаемся. Это Тот, Кто Свою жизнь и Свою смерть подарил каждому из нас, а равно — всей Вселенной для того, чтобы зло, рознь, смерть были побеждены. Чтобы начался новый век, новое Царство,— Царство Божие. Такое Царство мог провозгласить только Христос, когда Он сказал: «Никто больше любви не имеет, как тот, который свою жизнь и душу свою отдаст, положит за братий, за друзей своих».

Этот праздник — начало Страстных дней Господних, начало того одиночества, отверженности, которые найдут свою вершину в молитве, когда распятый Иисус воскликнет: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» В это полное, беспросветное одиночество Христово не захотел проникнуть и Бог-Отец для того, чтобы жертва была совершенна. Чтобы ничем — никакой поддержкой, никаким утешением, не подорвать, не запятнать эту величайшую жертву.

Задумаемся над этим потому, что это совершилось не только ради всего человечества, но и ради каждого из нас. Если бы даже только один из нас был грешен, то Христос все равно всю Свою жизнь, всю Свою смерть отдал бы нам на спасение. Это и есть Бог, Которому мы поклоняемся и Которого можем любить. Потому, что Он пришел не судить, а спасти нас — и какой ценой!

Беседовала Елена Лаврова.