"Путь Домой" | Иссинское благочиние

"Путь Домой"

Приближается праздник Вознесения Господня, который в этом году приходится на 2 июня. Об этом празднике рассказывает и размышляет благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма, протоиерей Сергий Афонюшкин.

— Напомните пожалуйста батюшка, в чем суть праздника Вознесения.

— Это праздник, которым оканчивается Пасхальное торжество. Суть его в том, что Христос, окончив Свое земное служение, вознесся на небеса, дав Своим ученикам обетование о тайнах Царствия Божьего и благословляя их, а значит, благословил весь человеческий род на всю его последующую будущность на земле.
Все это говорит о том, что у нас всех не остается иного выбора, кроме как вознестись на небо вместе со Христом — сначала умом, а потом и всем своим существом. Об этом писал и преподобный Исаак Сирин, говоря, что Вознесением Христа Спасителя Отец пригласил на небо всех людей. Архимандрит Софроний Сахаров, подвижник ХХ столетия, говорит: «После того как Господь воскрес и восшел на небеса, наш ум должен быть там, где Он».

— Порой люди отмечают, что в праздник Вознесения у них невольно создается впечатление некоей оставленности Богом, Который уходит от людей на небо. Что можно сказать по этому поводу?

— Конечно это не так. Христос никого и никогда не оставил. Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века» — это не просто слова ободрения апостолам. Это — послание нам сегодняшним. Но мы не чувствуем этого, потому что проводим дни в суете, будничных заботах, а вспоминаем лишь в день праздника. Почему печаль неуместна? Христос возносится в Горнее Царство и зовет нас с Собой. Это говорит о том, что небо человеку открылось и мы, откликнувшиеся на призыв Божий, оставляем юдоль земную и идем домой, где нас ждут. И тела наши, почившие здесь, в вечности будут воскрешены.
Вопрос, который в раю был Богом задан Адаму после его грехопадения: «Адам, где ты?» — остался без ответа. Этот вопрос может быть задан любому из нас, но он уже не станет обличением и не будет услышан как приговор, потому что не в ветхом, а в Новом Адаме — во Христе — мы воскреснем, ничего не страшась.

Апостол Павел писал, что будучи вознесенным в рай, он вообще не знал, в теле он или нет, переживая как бы трансцендентный опыт. Так Павел указывает нам: Царство Божие внутри нас. И неважно, в теле он был в раю или не в теле. Рай пронзил все его существо от сердца до кончиков пальцев. Эта трансцендентность апостола противоречит гностическому представлению о теле как о чем-то нечистом, греховном. В христианской традиции наше тело может быть реально нечисто, запятнано грехом, но может и оказаться той субстанцией, которая направлена на Царствие Божие. Например, добрые дела, какие-то аскетические упражнения мы совершаем при помощи тела.
Разумеется, для полного осуществления того, о чем мы рассуждаем, мы должны воскреснуть и потом уже жить в новых, небесных реалиях.

— Из Евангелия мы знаем, что по левую руку от Бога окажутся грешники, одесную же — праведники. Возникает вопрос: как вообще взойдет к Богу грешник?

— Да, из этих евангельских слов следует, что можно вознестись к Отцу и не оказаться в числе спасенных. Такой взгляд кажется парадоксальным, но смысла он не лишен. Христос действительно каждого из нас возносит на небо такими, какие мы есть, с грехами и заблуждениями. Но, как тоже сказано в Новом Завете, «и грешник оказывается в руках Бога Живого, что — страшно» (Евр. 10:31). Тот же упомянутый Исаак Сирин писал, что Бог готов принять человека даже грешного: «Неуместна никому мысль, что грешники лишаются любви Божией», но любовь эта, по словам преподобного, оказывается бичом Божиим. То есть на небо так или иначе вознесутся все, но не все смогут там остаться, а лишь те, кто еще при жизни находился там — при жизни более или менее свободной от греха.

— Неужели может случиться так, что Господь не пустит к Себе людей исстрадавшихся без Него при жизни?

— Не будем спешить с выводами. Ведь по словам апостола Павла, находиться в раю, значит — жить «по закону, не имея закона» (Послание к Римлянам). То есть если человек живет благо, он уже пребывает в раю, даже если сам еще этого не понял. Внутри него сияет благодать Царствия Божьего. И как только человек покинет землю, небесный, Божественный свет, пролившийся на него при земной жизни, осенит его внутри и снаружи.

— Почему тогда Христос возносится, а не остается с людьми?

— Многие сознательные члены Церкви задумываются над этим. Ведь если бы мы знали, что Христос живет где-то рядом с нами, в мире было бы меньше ересей, расколов, атеизма, или не было бы совсем. Но дело в том, что Господь учит нас ответственности. Когда мы приходим к Богу, на первых порах мы всегда чувствуем огромную благодать, буквально летаем. Потом же та благодать, по ощущениям вроде бы исчезает: мы одни, Бога нет рядом и нам тяжело. Но Господь как бы говорит нам: «Раньше Я носил тебя на руках, а теперь учись ходить сам». То же можно сказать и о празднике Вознесения. Конечно, когда Христос всегда рядом с нами — это удобно. Но полезно ли? Господь как бы говорит: «Я посылаю вам Святого Духа, и Он будет с вами. Учитесь идти рядом со Мной и доверять Мне». Ведь и апостолам Господь дал власть, чтобы учить их быть самостоятельными. Господь возносится к Отцу и нам дает полную свободу распоряжаться тем, что Он оставил здесь, на земле. Он доверяет нам. Но это — и про наше доверие Ему. А мы не хотим созидать это доверие. Напротив, хотим иметь рядом абсолютного авторитета, к которому можно обратиться 24 часа в сутки и который скажет: «Вот это истина». Приведу пример из практики знакомого мне священника. Одна прихожанка позвонила ему, чтобы спросить, даст ли он благословение давать восьмимесячному ребенку мясной прикорм Великим постом. Это пример желания освободиться от разумной духовной ответственности, переложить ее на другого. Подумайте сами: стоит ли такой вопрос обсуждать с духовником?
Вспомним, что говорит Господь апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие, а уверовавшие». Ему важен наш выбор. Если бы живущий во плоти между нами Христос убеждал нас всех, где было бы место для нашей веры? Встретившись с Ним и доверившись Ему, мы прокладываем свою дорогу к Богу, и это именно наш путь. Дорогие читатели, творите свою историю! Может быть вы будете ошибаться, но это будет ваша история. А нам проще, чтобы все было готово, чтобы перед нами лежала инструкция, где четко прописано, что и как делать. Но Христос нам ее не дает. Вместо этого Он дает нам свободу и силы использовать те таланты, которые у нас есть.

— Как же исходя из всего этого, нам следует жить?

— Стараться идти дальше и понять, что наша прежняя жизнь, часто монотонная, не была такой уж спокойной. Привычной — да, но не спокойной. Посмотрите на современную действительность. Кто-то привыкает к ночным обстрелам, к налетам, к тому, что засыпает, даже не зная проснется ли утром. Поэтому надо подумать: может быть наша жизнь — это вовсе не движение вперед? Может быть в этой жизни места Богу нет, да и было ли вообще? И понять это нужно особенно остро сейчас, когда рухнуло и куда-то исчезло наше обыденное и привычное, а наступило страшное, непредсказуемое и неизвестное, когда реальность не помещается в голову, а сожаление и тоска о привычной жизни парализуют сердце. И заставляют застывать в мыслях о том, что мы не ценили той прошлой, спокойной жизни. Нам кажется, что мы сейчас живем в новом мире. А с другой стороны — ничего нового в нем нет. Только теперь нам стало яснее одно: мы очень нужны друг другу. Мы нужны другим людям — тем, кому нужно слово поддержки, сочувствия. Если прежде мы этого не замечали, то это должно прийти. И вспомнив слова, сказанные Христом две тысячи лет назад: «Я с вами», мы должны сделать шаг — шаг к Богу и к нашим ближним. Шаг из стресса, страха, из жалости к себе и прежней греховной жизни.

Беседовала Елена Лаврова.