"Пятидесятницу празднуем" | Иссинское благочиние

"Пятидесятницу празднуем"

Приближается праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, который в этом году православные христиане будут отмечать 12 июня. Об этом торжестве — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Все мы знаем батюшка, что одно из названий праздника — Пятидесятница, возникло потому, что празднуемые события происходили на 50-й день после Пасхи Христовой. Но почему именно на 50-й?

— Конечно это не случайно. И в Священной истории пятидесятый день упоминается не единожды. Так мы знаем, что на 50-й день после Ветхозаветной Пасхи Господь явился Моисею на Синайской горе, преподав ему десять заповедей, через которые открывал Свою волю и Свою любовь, обещав через нее спасение избранному народу. По сути это начало уставной религиозности, как соединения веры и заповедей, сошло вместе с Моисеем с Синайской горы к маловерному и неблагодарному народу. Данные факторы духовного развития формировали иудеев. Среди народа исполнявшего заповеди, стали появляться праведные, благочестивые вожди, пророки. И вот один из них, пророк Иоиль, буквально предвозвестил Новозаветную Пятидесятницу, говоря: «И будет в последние дни: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь излию Духа Моего и покажу Знамения на небе и на земле».

— Какие события предшествовали дню Пятидесятницы?

— После Воскресения Христова ученики непрестанно жили в ощущении праздника. На протяжении сорока дней Христос являлся им по одному, и вместе, обещая послать Утешителя — Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики конечно не понимали до конца, что это означает, но верили, что все будет так как обещал Господь. Отцы Церкви говорят, что апостолы поддерживали в своих душах это благодатное обещание Божие, как огонь в очаге. А для этого собирались в одном доме в Сионе — так называемой Сионской горнице, где проводили время в молитвах, читали Священное Писание. Исполнялось одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима». Так собственно возник первый христианский храм.
Возле Сионской горницы находился дом любимого ученика Христова апостола Иоанна. В этом доме, по завещанию Христа пребывала Его Мать — Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, и Она была истинным утешением для всех верующих.

— Как же происходило основное событие, празднуемое в день Святой Троицы?

— Когда в воздухе появились яркие языки огня, это ознаменовало собой схождение Святого Духа. Нужно понимать, что огонь этот был не вещественный. По природе он был похож на благодатный огонь, который сходит каждый год на Пасху и светит не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки пламени опустились на каждого из них. Тут же вместе с внешним явлением произошло и внутреннее: «Исполнишася вси Духа Свята». И Богоматерь, и апостолы ощутили в этот миг необыкновенную силу, действующую на них.
Вскоре после этого события как раз исполнились слова пророка Иоиля, потому что сыны и дочери Израиля, рабы и рабыни понесли благую Евангельскую весть на своих слабых плечах по всей вселенной.
Перед духовными и физическими очами апостолов, сквозь призму Животворящего Креста, была открыта Пресвятая, Единосущная, Нераздельная Троица. Именно с этого незыблемого момента был побежден страх унижения и смерти, мучения и поругания, стоящих неотъемлемо от их апостольского служения.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называют еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы.
Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник — еврейскую Пасху, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

— На какие моменты посоветуете обратить внимание тем, кто придет в храм в праздник Троицы?

— Особое внимание хотел бы обратить на сам образ Святой Троицы, который верующие непременно смогут увидеть в этот день в храме на богослужении. Причем именно на икону, изображающую трех Ангелов — так называемую рублевскую Троицу. Эта икона является исповеданием Триипостасного единства Бога, исповеданием не менее полноценным, чем то догматическое учение Церкви, которое выражено словами. Словесное выражение Истины хранится и живет в Церкви, заключенное в Священном Писании. И как в Церкви действием Божиим и соборным усилием создается вероопределение, исповедующее истину, так и в создании иконы, мысль возводится действием благодати на высоту святости Первообраза. Это то, о чем отцы Церкви говорят используя термин «богословие иконы». Такое богословие можно проследить и в образе Святой Троицы, в той мере, в какой это может быть доступно человеку. Эта икона не может быть выражена в своей полноте иначе, чем в явлении трех Ангелов, ибо это глубоко символическое изображение всех трех Лиц Божества. Изображение первого Лица Троицы — Бога-Отца, не находит полноты в образе Старца «Ветхого Денми», но становится достойным понимания в той мере, в какой изображается на рублевской иконе.
Интересным фактом является то, что как Первообраз всегда порождает к жизни бесконечное множество подобий, так и икона Троицы являет множество святых изображений, как бы сродных себе, как бы составляющих Троичное единство. Например иконы трех святителей, трех Архистратигов, трех отроков в печи Вавилонской, иконы мучеников, составляющих триаду.
Сила Святой Троицы, заложенная в саму основу мироздания, как говорит святитель Василий Великий в своем творении «Шестоднев», простирается на все связанное с деятельностью во вселенной и все желает сделать причастным Своей жизни. Однако данную икону нельзя воспринимать прямым, грубо вещественным образом. Она написана так, чтобы возвести сознание к умопостижению и к созерцанию света Троицы. И сама икона ведет нас от вполне реального Ветхозаветного события — явления Бога Аврааму, к Царству Отца, Сына и Святого Духа. Всем трем посланцам придаются ангельские крылья, чтобы подчеркнуть их неземную природу. И сам характер изображений, ангельский характер трех Лиц сообщает ту легкость, которая была бы немыслима, если бы изображения носили только человеческий характер.

— Что всем нам нужно осознать, чтобы приблизиться к пониманию Святого Духа, Который сошел с небес в день Святой Троицы?

— Наша душа, наше сердце, необъятные и бесконечные, потому что они призваны к вечности, насыщаются лишь Бесконечным. Дух человека увядает, лишенный Небесного Духа, Дыхания Жизни. Адам жил в Раю, и Рай жил в Адаме. Адам наполнял Рай заботой, а Бог наполнял Адама Своей благодатью. Что случилось после грехопадения прародителей, мы знаем…
Что же говорят те, которые стяжали Духа Святого — преподобный Серафим Саровский, святители Василий Великий, Игнатий Брянчанинов? Они считали, что человек сотворен как обитель Животворящего. Каждый из нас призван быть причастным Небесному Духу. Наши души живы, пока дышат Дыханием Жизни. Без благодати Божией человеку отчаянно плохо, пусто, как бы он ни пытался это отрицать. Это уже не жизнь а иллюзия, бессмысленный бег человека, душа которого объята недугом суеты века сего. Миражи, спешка, ежедневная нехватка времени, в итоге — опустошенность, глубинная, внутренняя. Мы не случайно привели в пример Адама, потому что вся суть грехопадения — в утрате Духа Святого, как говорят отцы Церкви, человек Его утративший — это словно оклад без иконы, словно книга с пустыми страницами. Благодатное одеяние души утрачено, и проявилась собственная природная нагота.
Пусть не обижаются те кто будет читать эти строки, но без благодати Святого Духа человек — неполноценный, ущербный. Такой индивидуум уподобляется животному, подчиняется физиологии, когда все заполняют инстинкты, позывы телесной природы. У человека плоть становится диктатором над душой. Смертное командует бессмертным, тленное — нетленным. Выйдя из повиновения Высшему, душа подчинилась низшему. И Господь предостерегает нас, говоря в Писании: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть…». Если бы мы до конца постигли весь трагизм греха, то мы вряд ли смогли бы жить, потому что справиться с грехом нам не хватает сил, но боль об утраченном нестерпимо сокрушала бы сердце.
Человек — существо не только уникальное, но и трагичное. Он способен стяжать Святого Духа, а значит обрести обожение. Однако же способен и утратить благодать, подпав под влияние духов падших, злых и обольщающих. Как пример можно привести известную повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий». Конечно это история литературная, но в ней есть над чем задуматься. Хома Брут читал заупокойные молитвы в храме — казалось бы, откуда там взяться нечистой силе? Но присмотримся к описанию: церковь эта почернела от времени и запустения, в ней давно уже не совершались богослужения. Нерадение привело к тому, что там, где должна сиять благодать Божия, поселилась нечистая, темная сила. Так и душа. Она подобна сосуду, который не терпит пустоты. Если ум человека не наполнен добрыми мыслями, значит там хаос и злоба. Если в сердце нет чистоты, значит там поселяются самые скверные чувства. И если душа не стяжала Духа Святого, она невольно попадает под власть духов падших.
Человека определяет то, к чему он причастен. Что ты воспринял в глубины своего сердца, то ты и есть. Чем напитал свою душу, то и живет в тебе!

Беседовала Елена Лаврова.