"Христианское погребение усопших" | Иссинское благочиние

"Христианское погребение усопших"

Как известно, для христианина жизнь не ограничивается земным существованием. Каждый верующий человек убежден, что есть и мир иной, куда душа переходит после кончины. Исходя из этого, совершенно особое место в православной культуре занимает кладбище, как место погребения. О кладбище в понимании православной культуры, состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Существует немало обычаев, связанных с погребением умерших и поведением на кладбище, однако есть среди них и основанные на суевериях и домыслах. Скажите пожалуйста батюшка, какие же основные традиции имеют под собой христианское основание?

— О местах погребения усопших и связанных с этим правилах говорят Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. И это относится ко всем кладбищам, в том числе и Иссинскому.
Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон жизни христианской общины, которая призвана заботиться о том, чтобы ее члены не лишались должного захоронения, сопровождаемого молитвой о скончавшихся.
Наши христианские обычаи созидаются на основе Божественного Откровения Церкви, которое исповедует веру в телесное воскресение умерших. Верующий человек относится к телу христианина, в том числе — телу усопшего, как к храму Божьему и выражает ему подобающее почитание. В связи с этим Церковь признает захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне пещерах, как это было в первые века христианства. Все это соответствует вере в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля исторгнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42).
Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне «в поте лица…есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:9). Как говорит Екклесиаст, прах возвратится в землю и станет тем, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его.
Исходя из этих свидетельств, Церковь не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан и призывает пастырей и верующих в подобающей форме разъяснять это людям. Впрочем бывают исключения. К примеру, такой способ погребения признается среди христиан в Японии, так как это соответствует традициям и обычаям этой страны, и даже при желании организовать погребение в земле сделать это бывает весьма сложно.

— А что говорит Церковь о заочном отпевании, проводимом в отсутствие усопшего?

— Практика так называемого заочного отпевания также не приветствуется, но вынужденно получила широкое применение в период церковных гонений, массового закрытия храмов, недостатка священнослужителей, а особенно — с началом Великой Отечественной войны, когда усопших стало намного больше. В наше время, в условиях пандемии коронавируса, практика заочного отпевания снова вынужденно получила распространение, иногда даже в отсутствие родственников.

— А что можно сказать о ситуациях, когда тела погибших не найдены, и потому нет возможности совершить погребение?

— Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии. Церковь молится об упокоении душ тех, чьи тела в силу различных обстоятельств оказались погребенными в водной стихии, стали пищей животных или рыб, сгорели в огне, безвестно пропали на поле брани или во время какой-либо природной катастрофы. Однако, говоря об этом можно привести слова раннехристианского автора Марка Минуция Феликса: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

— Обязательно ли для отпевания приносить усопшего в храм, или можно пригласить священнослужителя домой?

— Совершение заупокойных обрядов и молитв без принесения тела усопшего в храм оправдано только в том случае, если поблизости нет храма. Но простое нежелание «лишних» хлопот и расходов на транспортировку не может быть причиной.
В Иссе бывали просьбы о домашнем отпевании, и неоднократно, но конечно на них следовал справедливый отказ. Потому, что в таких обстоятельствах священнику следует приложить все усилия для приглашения к участию в священнодействии всех членов семьи и близких, чтобы они отозвались на последнюю нужду новопреставленного и вознесли о нем усердную молитву Богу. Совместная молитва при погребении близкого человека может оказаться для многих первым осмысленным опытом христианского воспитания, первым опытом церковной жизни и соприкосновения с реальностями вечного бытия.

— Как давно появились кладбища как специальные места для погребения?

— Христианская Церковь издревле предает своих умерших членов земле, избирая для этого особые места — кладбища, на которых находятся как единичные захоронения, так и усыпальницы, где покоятся многие поколения рода. В древние времена выбор этих мест определялся законами Римской Империи — так называемым законом двенадцати таблиц, который гласил: мертвого человека в городе не погребать и не сжигать. То есть, закон предполагал размещение кладбищ за городской чертой. Статьи врачебного устава также запрещали устраивать кладбища ближе, чем в полуверсте от населенного пункта. Подобную практику соблюдали и в апостольский период. Например, апостол Петр погребен на триумфальной дорогое близ Тибра, а апостол Павел — на дороге Остийской. За погребение мертвого человека в городе (исключения делались только для императоров) даже брали штраф — 400 золотых монет.
Иоанн Златоуст в 68-й «Беседе о мучениках» замечает следующее: «Как в праздник Маккавеев все села хлынули в город, так в праздник почивающих в селах мучеников весь город должен был к ним переселиться». Это описание весьма напоминает наш праздник Радоницы. В том числе и Иссинское кладбище в этот день не пустует, а буквально оживает. Люди собираются там, ждут прихода священника. После этого даже грустно бывает уходить с кладбища, настолько тесно проявляется в такие дни связь живых и мертвых.

— Нужно ли ставить на могиле памятник, или достаточно простого надгробного креста?

— Памятники и кресты над гробами умерших ставили всегда, но не заботясь при этом вопросом о пышности и украшениях. Святитель Василий Великий в «Беседе о богатых» говорит: «Какая надобность — в дорогом памятнике, или какая польза в пустых издержках? Хороший гроб — любовь».

— Допустимо ли поминовение усопших трапезой на кладбище или, как это делают порой люди, оставлением на могиле конфет, пасхальных яиц и других продуктов?

— Древнее уважение к кладбищам как к святым местам выражается в том, что на их территории и даже рядом не устанавливаются палатки для продажи чего-либо съестного, не устраиваются обеды и пьянства. Вблизи таких мест не строятся разного рода увеселительные заведения. Запрещается даже закрытое, заброшенное кладбище превращать в пахотное поле, истреблять оставшуюся память.
Под поминовением Церковь прежде всего подразумевает молитву. Это — лучшее поминовение. А поминки — не самое важное для души усопшего. Тем более, не нужно устраивать их непосредственно на кладбище. Когда человек раскладывает продукты на могильном холме или устраивает там трапезу, это больше напоминает языческую поминальную тризну наших предков-славян. От них, как отголосок языческой старины, и сложился данный обычай. С христианской точки зрения это неправильно и не нравственно. Да и с точки зрения медицины — негигиенично. Кроме того, оставленные продукты привлекают животных, которые своим присутствием оскверняют могилу.
В связи со всем этим определением Священного Синода еще от 11 апреля 1897 года предписано, во-первых, иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы состоящие в ведении сельской или городской общины кладбища содержались в благоустроенном, опрятном и приличном виде. Во-вторых, заботиться о безотлагательном приведении в порядок обвалившихся могил, починке старых и сооружении где это нужно новых оград, заборов, установке крестов. Попечение об этом возлагалось на духовенство и местную власть.
Это — ответ на вопрос, позволительно ли заменить старый, пришедший в негодность крест на могиле. Не только можно, но и нужно. А разговоры о том, что якобы замена могильного креста дает «новый крест» взамен того, что усопший нес при жизни — это пустые предрассудки.
Не будем забывать, что кладбище — это святыня, и поэтому отношение к нему должно быть соответствующее.

— Почему кладбище является святыней для христиан, и что там делать дозволяется?

— С благословения Святейшего Синода, согласно его уставу, на кладбищах дозволяется совершать богослужения, размещать там храмы, часовни. Как всем известно, и у нас в Иссе идет строительство кладбищенской часовни мученицы Валентины.
Для того же, чтобы лучше понять, почему к кладбищу следует относиться как к святыне, вдумайтесь в само слово «хоронить». Оно происходит от слова «сохранить», то есть сберечь. Это указывает на сущность кладбища — места, где хранят, берегут тела наших предков, потому что их души — это сокровище Божие.
Вспомним пример косоваров — сербов, проживавших в Косово. Когда под натиском албанцев эти православные люди вынуждены были покинуть часть страны, уходя, они вырыли из могил прах своих предков и унесли с собой, сказав: «Вот теперь мы уйдем спокойно». Такой поступок показал, что прах предков и был для косовских сербов главной святыней, самой большой ценностью, которую они не могли и не хотели оставить не поругание и забвение. Потому что понимали, что даже если этот прах уже превратился в ничто, он представляет собой то, что спит и сможет воскреснуть в день Страшного Суда.
Об этом свидетельствуют слова Спасителя, воскресившего дочь Иаира, Который сказал: «Девица не умерла, но спит». Об этом свидетельствуют и слова ангела Божьего, сказанные пророку Даниилу: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Следовательно мы знаем, что тела наших отцов и дедов спят в могилах, даже когда они полностью превратятся в прах, но не в обычный, а прах спящий, ожидающий пробуждения.
В годы господства материалистического сознания понимание этого пытались искоренить даже на уровне слов, заменив распространенное ранее слово «усыпальница» на «покойницкая» или «мертвецкая». Но теперь пора возвращаться к изначальным понятиям.

— Еще один вопрос, не столь значимый, но задаваемый нашими читателями — допустимо ли въезжать на территорию кладбища на транспорте, подъезжать на машине к могилам?

— В любом поступке необходимо видеть конечную цель. Если нужно например установить новый памятник или привезти строительные материалы, конечно их не понесут вручную — нужен транспорт. Допустимым считается и доставить на транспорте до могилы гроб умершего. Допустимо подвезти старого, немощного человека, который хочет посетить захоронения родственников, но передвигаться самостоятельно ему трудно. Однако без причины лучше на машине на кладбище не въезжать, помня о святости этого места. Лучше эти метры пройти пешком из уважения к усопшему, к его вечной памяти.

Беседовала Елена Лаврова.