"Две дороги к Пасхе" | Иссинское благочиние

"Две дороги к Пасхе"

Так сложилось, что в этом году два основных православных праздника, отмечаемых в период Великого поста — Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим, следуют один за другим. Поэтому в нашей беседе с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным, мы затронули оба эти духовные события.

— Давайте сначала поговорим о празднике Благовещения, который мы отмечаем в пятницу, 7 апреля.

— В этот день совершается великое событие, которое послужило началом спасения человеческого рода. Надо сказать, что мы не до конца понимаем этот святой праздник, наши сердце и ум недостаточно глубоко проникают в его суть. Но даже поверхностное понимание не умаляет нашего торжества.
Как известно христианам, благую весть Деве Марии возвестил Архангел Гавриил. И в связи с этим очень интересна сама его личность потому, что по классификации священномученика Дионисия Ареопагита, в его труде «О небесной иерархии», который мы воспринимаем достаточно богословски опосредованно, откровение передается от Бога постепенно: от высших ангелов — к низшим, а от низших — к людям. Но Архангел Гавриил — не низший ангел, а один из архистратигов Божиих, вождей небесного воинства. Таким образом, Пресвятой Деве весть была преподана не через цепочку ангельских чинов, а именно тем, кто непосредственно получил повеление от Бога и являлся созерцателем славы Господа. В этом необходимость того, чтобы придать невозможному в человеческом измерении событию большую убедительность, уверить Деву Марию.
Сам текст архангельского обращения «Радуйся, Благодатная…», мы также понимаем конечно не до конца. Но православные и не пытаются доказать, что эти чудесные события, описанные в Святом Евангелии, должны быть аргументированы, а потому и достойны доверия. Напротив, мы изумляемся именно необыкновенности святого события, признавая при этом его действительность. Тем же, кто ищет рациональную аргументацию, можно посочувствовать, потому что маловерие происходит не из-за отсутствия разумных доводов, а из нежелания трудиться во славу Божию и благодарить Его за многочисленные благодеяния, изливаемые на каждое мгновение нашей жизни.
Непонятен научной аргументации тот факт, что невместимый и бесконечный Бог вместился во чрево Девы Марии. Как понять этот догматический аспект? Правильно будет считать, что Сын Божий как бы оделся в человеческое естество, в плоть, соединенную с разумной душой, воспринял на Себя, заимствовав это от Пресвятой Девы Богородицы. И отныне уже непреложно, во веки веков, Христос познается не только как Бог, но и как Человек, и взаимодействует с нами через Свое Человечество.

— Вы говорили до этого о личности Архангела Гавриила. А что же представляет из себя личность нашего Господа?

— Любая личность неразрывно связана со своим именем. Имя Иисус означает «Спаситель», «Спасение Божие». Нужно сказать, что в истории человечества это имя не ново. Его носили и библейские праведники, например Иисус Навин, и просто обычные люди. Но для ищущих спасения это имя явилось великим символом. В нем открывался смысл необыкновенного Человека и чудотворца, как они воспринимали Христа. Для всех остальных, чуждых мессианским ожиданиям, это было обычное имя, которое Иосиф и Мария дали своему Сыну.

— А что можно сказать о личности Богородицы?

— Почитание праздника Благовещения как раз и выражается в почитании личности Богоматери, недвусмысленно указывает нам на посильное подражание Ее подвигу.
Здесь следует пояснить, что в основном понятие «подражание» сквозит в западной богословской традиции: подражание Господу, святым во всех внешних проявлениях. Известная книга католического богослова Фомы Кемпийского «Подражание Христу» говорит нам об этом. Но Православная Церковь под словом «подражание» имеет в виду совсем иное.

— О каком же подражании повествует нам православная традиция относительно события Благовещения?

— О жизни Богородицы, тихой внешне, но наполненной изнутри великими событиями. О девстве, хранимом достойно. О материнстве, в высшей степени жертвенном. Недаром Церковь называет Богородицу «сладкой собеседницей молчальников», «глубиной неудобозримой и для ангельских очей».
Это действительно так, иначе бы и не совершилось Боговоплощение. Ипостасная премудрость Бога Отца не вселилась бы ни в какую утробу, кроме чистейшей и смиреннейшей. Духовный идеал человека — безупречность внешняя и внутренняя. И отсутствие выше описанного подражания либо поколеблет почитание, либо превратит его в поверхностное и лицемерное. Таким образом, подражание Богоматери должно быть в стремлении к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой. И мне хочется пожелать каждому из нас узнать цену удаления от суеты, молчания не только устами, но по большей части и умом.

— В нынешнем году Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим, следует непосредственно за Благовещением — мы будем отмечать это событие 9 апреля. О чем должен напомнить нам этот праздник, предваряющий Страстную седмицу?

— Торжественный Вход Господень в Иерусалим символизирует Второе пришествие Христа на землю. И если первое пришествие — Рождество, произошло в безвестности, то второе — будет во славе.
Уместно обратиться к Священному Преданию. Касательно этого праздника оно повествует нам о том, что когда начался Всемирный Потоп, Ной взял в ковчег как великую святыню голову Адама. Затем он отдал ее своему старшему сыну Симу. Тот построил город Иоппию, соорудил жертвенник, под который и положил голову нашего праотца, основав неподалеку Иерусалим. Когда Палестину завоевали хананеи, место где лежала голова Адама пришло в запустение. Хотя по памяти народ называл это место Голгофой, что означало в переводе — «череп», «лоб». «Еже есть сказаемо лобное место» — говорится в Евангелии. Поэтому на Голгофе и должно было совершиться дело искупления всего человечества, величайший подвиг, вольные страдания, Распятие и смерть Христа.
Иерусалим знаменует собой и прекрасный праздник Входа Божьего, и самое страшное в истории человечества злодеяние — Богоубийство. И что же делал Господь в этот праздничный день? Плакал о Своем городе.
А Его пришествие символически означает Страшный Суд, который начнется с Церкви Божией. Неверно считать, что в момент данного Суда у христиан будет какое-то преимущество перед остальными. Совсем наоборот. Об этом говорит Макарий Египетский, описывая свой разговор с черепом – головой бывшего Египетского жреца, найденным в пустыне. Этот череп, чудесным образом обретший дар речи прикосновением посоха святого, поведал в числе прочего о том, что с христиан будет спрошено строже, потому что они, дав обеты при Крещении, тем не менее запятнали свою душу грехами.

— Чем ответили первосвященники на торжество Христа, вошедшего в город?

— Они потребовали от Господа, чтобы Он запретил такие возгласы прославления. Иисус же сказал, что «тогда возопиют камни». Под камнями святые отцы понимали язычников. Именно им было суждено восславить Бога после отречения избранного Израильского народа, после проповеди апостолов по всему миру. Под детьми, которые возглашали: «Осанна!», подразумеваются простые люди, добрые и чистые сердцем. Только от чистой души Господь принимает возносимую хвалу.

— Что же означает возглас «Осанна»?

— «Осанна» — это значит «Господь идет», «Спасение от Господа». В эти дни Христос невидимо приближается к каждому из нас, к нашим сердцам.
А верба в руках верующих означает еще и воскресение из мертвых, потому что расцветает весной прежде всех других растений.
Что же в наших сердцах в эти святые дни, дорогие братья и сестры? Осанна радости? Или же, как и в Иерусалимском храме, откуда Господь изгнал торговцев и ростовщиков, кричат животные — наши низменные страсти, которые заглушают голос молитвы? Не гнездятся ли в наших душах менялы монет — те помыслы, которые даже в праздничные дни заставляют думать о мирских выгодах и суетных делах? Кто мы в эти дни — служители Христовы, или люди просто исполняющие привычную для нас христианскую традицию? Каждый, кто хоть сколько-нибудь стремится за Господом, должен проходить свою жизнь не как деятельность, а как служение.

— Как следует понимать в православном контексте слово «служение»?

— Служение прежде всего выражается в готовности к самопожертвованию, к смиренному отказу от амбициозности, от «первых мест», куда так хочет тебя поставить собственное тщеславие. Служение — это готовность быть всем для всех. Служение — это не искать ничего для себя, не только почета или каких-либо выгод, но даже и благодарности. Служение — это жизнь, в которой всегда есть готовность к спокойному и добровольному перенесению обид, потому что это норма падшей жизни: те, кто служат, как раз и подвергаются обидам и поношениям. Служение — это есть та жизнь, в результате которой человек получает достоинство царского священства, потому что в служении он становится подобен Иисусу Христу, Который послужил Сам, будучи и Царем, и Первосвященником.

Беседовала Елена Лаврова.

Еще фото: