"Небо Господне" | Иссинское благочиние

"Небо Господне"

На сороковой день после Светлого Христова Воскресения — Пасхи, Православная Церковь отмечает еще один великий праздник — Вознесение Господне. В этом году данное торжество приходится на 25 мая. Незадолго до этой даты состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— События, отмечаемые в праздник Вознесения, описаны в Священном Писании достаточно подробно и хорошо известны большинству верующих. И все же, поясните пожалуйста батюшка, в чем его основное значение.

— Вознесение обычно относят к знаменательнейшим событиям Священной истории уже потому, что до этого события ученики Христа на земле сталкивались с видимым присутствием Господа, тогда как после Вознесения настала эпоха невидимого присутствия Божия в мире, в Церкви. Началась эра Святого Духа, что конечно должно быть ознаменовано праздником.
Чтобы лучше понять, что символизирует собой это тожество, давайте обратимся к понятию — небо, на которое вознесся Господь. Начиная с глубины веков само это слово становится метафорой, потому что небо в понятии духовном очень многогранно. И не только для Господа, но и для человека. Если говорится о том, что человек возносится на небо, мы понимаем, что он становится выше всех земных забот и проблем. Не случайно Сергей Есенин писал:
«Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица».
Небо на Руси с древнейших времен ассоциировалось с духовным, Божественным. В главной христианской молитве мы обращаемся к Богу: «Отец наш, сущий на небесах». Небеса сакрально считаются престолом Божиим, а земля — его подножием.

— Как же, если говорить о человеке, нужно понимать «вознестись на небо»? И кто, с точки зрения христианства может это сделать?

— Начну с того, что это понятие не всегда было таким, о каком мы только что говорили. Давайте вспомним строителей Вавилонской башни: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:4). Что значит строительство башни до небес? Достичь неба означало — противостать Богу. Означало — опасное превозношение. Башня стала символом человеческой гордыни, преследовавшей единственную цель — сделать себе имя. Люди желали достичь славы без помощи Божией. Поэтому Господь и воспрепятствовал данному строительству, смешав языки. Да и весь Вавилон в Книге Исайи — это символ человеческого превозношения, и пророк предрекает гибель царю города — врагу богоизбранного народа.
Однако в то же время Библия повествует нам о том, что вознесение на небо может быть и наградой за праведность. Мы видим это на примере пророка Божьего Илии, вознесшегося на небеса на огненной колеснице. На небо был взят потомок наших прародителей Адама и Евы — праведный Енох: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).
Таким образом, вознесение не всегда означало праведность. Однако Вознесение Господне воспринимается Церковью особенно сакрально, так как Христос дал обетование апостолам о Святом Духе, Который придет после Иисуса, и повелел готовиться к этому: молиться, пребывать в храме и ждать.

— Что мы знаем о том, как апостолы исполнили это повеление Господа?

— Давайте рассмотрим толкование отцов Церкви и гипотезы по поводу событий, произошедших с учениками Христа после Его Вознесения, их душевного и духовного состояния. Апостолы, как и все ученики Христовы, радовались и верили словам Спасителя. И все же в их сердца вселялось некоторое сомнение, а может быть и недоумение: что же будет с ними теперь? Такие настроения свойственны любому человеку. Мы живем и привыкаем к людям, к обстоятельствам. Расставаться с привычным бывает очень нелегко. Ученикам тоже было тяжело, ведь они три года были со Христом. А потом все, как им казалось рухнуло. И вот Он снова явился воскресший. Апостолы возрадовались. А Господь опять их покидает!
По мыслям отцов Церкви, душевное состояние «покинутых» учеников представляло примерно следующее обращение к Господу: «Зачем же Ты вознесся от нас? Если бы Ты не вознесся, мы могли бы подойти к Тебе, поведать свои беды, ибо Ты три года был среди нас, и мы ни в чем не имели нужды. Теперь же Ты вознесся, и мы не видим Тебя».
Апостолы не присутствовали при Воскресении Христовом — этот самый важный момент утаился от них. Зато они видели как Иисус возносится. И тайна на данном этапе им непонятная — тайна приобщения человека к небесам, была удостоверена самым очевидным образом.

— А мог ли Христос вообще не уходить, остаться после Своего Воскресения на земле?

— Для нас, связанных земными узами восприятия духовности, это кажется лучшим вариантом. Отмена Вознесения.
Христос мог бы не уходить, а наоборот — привлечь к Себе, используя все возможности Своего свершившегося Воскресения. Привлечь многих, победоносно пройдя с апостолами по всему миру, являя живой образ Своего учения. Но это был бы уже возврат к искушениям Иисуса в пустыне и попытка обожить мир хлебом и зрелищами, насадить Царство Небесное на земле по образу земного царства. Однако от всего этого Спаситель отказался еще при Своей земной жизни, сказав: «Царство Мое не от мира сего». И не место Воскресшему и Бессмертному среди тления и смерти. Это — во-первых.
Во-вторых, Господь связал Свой уход с необходимостью прихода Святого Духа — Утешителя. И опять возникает вопрос: разве Дух Истины не мог прийти при видимом присутствии Христа? Не после Него, а вместе с Ним? Чтобы ответ на этот вопрос стал яснее, рассмотрим богословские воззрения славянофилов, о которых говорит профессор Алексей Ильич Осипов. Рассуждая о Вознесении Христовом, славянофилы задаются вопросом, кто же есть Христос — Авторитет или Истина?

— Как следует понимать вопрос в такой постановке?

— Сам Христос сказал ученикам, что Он — Истина: «Я есть путь, и истина, и жизнь». Однако пока Спаситель находился с учениками, он был для них Авторитетом. И не потому, что так хотел, а потому, что такого ореола сподобляется Человек, воскрешающий мертвых и пятью хлебами насыщающий тысячи. Авторитет этот среди учеников еще более вырос после Христова Воскресения. Возникала опасность, что люди последуют за Христом не потому, что примут сердцами истину Спасителя, а потому, что так делает и учит Христос-Авторитет. Поэтому для принятия истины Христова учения Спасителю необходимо скрыть Свое присутствие и изменить образ Своего общения, единения с учениками. И отныне со Христом нас соединяет Дух Святой — Дух Истины, посланный Спасителем от Отца.
Есть и третий момент, о котором говорят богословы, размышляя о событии Вознесения. Они видят в этом заботу промысла Божьего о человечестве. Святитель Дмитрий Ростовский приводит яркое свидетельство того, каким образом отдаление Господа приближает к нам Его помощь: «Как какой-либо царь, собрав множество воинов своих на рать и желая видеть все полки свои, восходит на высокое место…, так и Господь наш, Царь Царей, собирает воинствующую на земле Церковь, в которой сколько чинов, столько и полков, и вознесся в горние небеса, чтобы с высоты видеть подвиги каждого».
Все то, о чем мы говорили, можно подытожить выводом, что Христос возносится от нас на небо, чтобы ходатайствовать за нас перед Богом Отцом.

— Тем не менее, многие верующие люди говорят о том, как было бы хорошо, если бы Христос был среди нас, насколько крепче была бы людская вера. Что бы Вы ответили на это?

— Да, такое мнение можно услышать часто. Но на самом деле, если бы Господь был среди нас, тем более — таких грешных, какие мы есть, к Нему стали бы ходить с теми же мелочными просьбами, как сейчас ходят к священникам или к чиновникам. Жаловались бы Христу на то, что асфальт плохо уложен или врачи плохо лечат. Ведь если даже заочно, в молитвах, мы просим Господа помочь во всех мелких проблемах, то тем более — если бы Христос был среди нас. Более того, от Него стали бы требовать стать земным царем — чего Он никак не хотел, или исходя из современных реалий, политическим лидером. А что было бы потом, когда Господь не стал бы исполнять эти просьбы? Говоря опять же языком политики, «не оправдал доверия», «не справился». Как ни прискорбно, а вывод напрашивается однозначный — Его снова бы распяли.
Ответ таким людям будет евангельский. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, — сказал Христос, — но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26).
Кто ищет хлеба и зрелищ, тот никогда не вспомнит про небо.

— Момент Вознесения Господа на небеса — это кульминация события. А каким стало его окончание?

— «Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» — сказано в «Деяниях апостолов». Из этих слов отцы Церкви предполагают, что ученики Господа стояли так слишком долго, смотрели туда, куда вознесся их Спаситель, и не знали, что им дальше делать. И тогда ангелы сказали: что вы стоите и чего вы ждете? Разве вы не слышали обещание, что отныне Дух Святой будет с вами и будет укреплять вас? Разве не знаете слово Спасителя, что Он всегда будет с вами и никогда вас не оставит?
Это посыл и нам сегодняшним в преддверии праздника Вознесения Господня. Мы не должны проживать свою жизнь в недоумении и вопрошать: «Что нам делать, Господи?» Христос дал нам Священное Писание открыв многое, послал благодать Святого Духа и никогда нас не оставляет. Мы даже более просвещенные и наделенные знаниями, чем апостолы в тот момент, когда Господь от них удалялся. Поэтому в день Вознесения мы должны особым образом благодарить Бога за испытания, и за благодать, которые Он нам дарует. Должны беречь и любить друг друга, своих ближних, помня, что Господь всегда с нами, и ничто не может быть сильнее Его любви и благодати Святого Духа.

Беседовала Елена Лаврова.