"Успение Пресвятой Богородицы" | Иссинское благочиние

"Успение Пресвятой Богородицы"

Двадцать восьмого августа православные христиане будут отмечать праздник Успения Пресвятой Богородицы, которым завершается двухнедельный пост. Об этом торжестве и его значении состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Уже из самого названия праздника ясно, что в этот день чествуется Успение Пречистой Девы, Ее переход из жизни земной в жизнь вечную. А что известно об этом событии, и откуда мы черпаем эту информацию?

— Праздник Успения Пресвятой Богородицы почитается и Православной и католической церковью, и в православии принадлежит к числу Двунадесятых.
После Вознесения Господня в Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери, в том числе о Ее Успении. Сведения о Ней сохранило для нас Церковное Предание и апокрифические творения, например, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», «Праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста». Оба документа датируются VIII веком, и это — более поздние свидетельства о празднике. Существуют и ранние, так как сами обстоятельства Успения известны еще со времен апостолов, бывших непосредственными свидетелями этого события. В I веке об этом писал священномученик Дионисий Ареопагит, а во II-м событие Успения описано в сочинении Мелитона, епископа Сардийского «О телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо».
Если объединить все сведения, информация в которых и достоверность не всегда одинаковы, что и понятно, так как не все авторы были свидетелями события, мы имеем следующее.
Ко времени Своей блаженной кончины Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Мы знаем, что после дня Пятидесятницы, когда между апостолами был брошен жребий, где каждому из них проповедовать, Богородица взяла на Себя служение наравне с апостолами, и согласно жребию несла Свой Крест в Иверии, как называли тогда Грузию. Незадолго до Успения Она возвратилась в Иерусалим.

— Что известно об этих последних днях земной жизни Божьей Матери?
Находясь в Иерусалиме, Пресвятая Дева любила ходить к месту упокоения Ее Сына. У Гроба Господня Она подолгу молилась и воскуряла фимиам, что стало одним из прообразов принятого ныне каждения при богослужениях.
Среди жителей было немало неверующих, нечестивых, которые видели Пречистую за молитвой и желали Богородице зла, даже неоднократно покушались на Ее жизнь, но Господь хранил Свою Матерь. Чтобы воспрепятствовать Пресвятой Деве, Ее враги поставили охрану у Гроба Господня. Но Она продолжала ходить туда — незримая, сокрытая от людских глаз.
Во время одной из таких молитв у Гроба Господня, Богородице явился Архангел Гавриил, который и возвестил Ей о скорой кончине. С радостью восприняв эту весть, Матерь Божия, вместе с тремя прислуживавшими Ей девами — Сепфорой, Евигеей и Зоилой, возвратилась в дом, вызвала Иосифа Аримафейского, учеников Господа и возвестила о Своем скором Успении.

— Как апостолам удалось прийти на зов Богородицы, ведь большинство из них находились далеко от Иерусалима?

— Согласно Церковному Преданию, апостолы, проповедовавшие по жребию в разных странах и землях, тем не менее в день Успения Божьей Матери чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Ней. Пресвятая Дева молилась, чтобы к Ней явился апостол Иоанн Богослов, и Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом где была Богородица. По Ее молитвам, подобно орлам, слетелись и другие апостолы. Увидев друг друга, ученики Христовы возрадовались встрече, однако недоумевали, зачем они здесь. Тогда апостол Иоанн со слезами поведал, что для Божьей Матери настало время отойти ко Господу.
Войдя к Богородице, они увидели Ее благолепно сидящей на смертном одре, исполненную духовной радости. Позже пред Божьей Матерью предстал и апостол Павел, вместе со своим учеником Дионисием Ареопагитом. Всех их собрал Дух Святой.
Настал третий час, когда должно было свершиться Успение. Среди множества горящих свечей апостолы окружили благословенный одр Богородицы, а Она молилась и ждала Своего Сына и Господа. Внезапно воссиял неизреченный свет, кровля помещения исчезла, и все в трепете увидели, как с Небес нисходит Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами и пророками. Без всякого телесного страдания Богородица отдала Свою душу в руки Сына, бережно Ее принявшего. На этом видение Успения окончилось.

— Что же последовало затем?

— Прощаясь с Девой Марией, апостолы лобызали Ее пречистое тело и освящались от него, исполнялись благодати и духовной радости. И позже даже прикосновение к одру, на котором лежала Богоматерь, по благодати несло людям исцеление от болезней. Именно это мы можем рассматривать как предысторию почитания мощей святых угодников Божьих, благоговейно прикасаясь к останкам которых, мы исцеляемся телесно и духовно.
После прощания с Богородицей настало время для церемонии Ее погребения. И снова неверующие люди, хотя и были поражены торжественностью траурного шествия, хотели помешать ему. Более того, были направлены воины, чтобы забрать и сжечь тело Божьей Матери. Но спустившийся с небес облачный венец надежно укрыл Ее и всех провожавших, так что враги не имели возможности как-то помешать им. К тому же, многие из злоумышлявших были поражены слепотой. А шествие невредимо достигло Гефсимании. После плача и прощаний пречистое тело поместили в погребальную пещеру. В течение трех дней апостолы не отходили от нее, непрестанно совершая молитвы и читая псалмы.

— Известно ли, сколько лет прожила Богоматерь на земле?

— Мы не знаем точно, в каком возрасте почила Пресвятая Богородица. Но приблизительно это можно определить. Известно, что при погребении присутствовал Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. Обращен он был апостолом в 52 году по Рождестве Христовом, три года с ним путешествовал, затем жил в Афинах, где принял епископство. Значит, прибыть на погребение Пречистой Девы он мог не раньше 57 года. А если считать, что Рождество Христово было на пятнадцатом году жизни Девы Марии, значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

— Есть ли какие-то примечательные моменты, связанные с богослужением в праздник Успения Пресвятой Богородицы?

— Тем, кто придет в этот день помолиться в храм, советую обратить внимание на отрывок из Евангелия, который читается на службе. Это Евангелие о Марфе и Марии, повествующее о том, как Христос пришел в дом к благочестивым сестрам. Марфа начала суетиться, чтобы как можно лучше принять дорогого гостя. Мария же села у ног Христа, внимательно слушая каждое Его слово. И когда Марфа посетовала, что сестра не помогает ей в хлопотах, Иисус, как повествует Евангелие, ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Невольно возникает вопрос: почему именно это Евангелие, посвященное совсем другой Марии, читается в церкви в праздник Пресвятой Богородицы? Потому, что эти слова в полной мере применимы и к Ней — Она всю Свою жизнь была верна благому выбору пройти со Спасителем весь Его Крестный путь, отринув всякую суету мирскую.

— Чему же учит нас праздник Успения? И если учесть, что речь идет об итоге жизни, как он отвечает на извечный вопрос о том, зачем мы живем на земле?

— Этот вопрос актуален и для христиан древних времен, и для современного человека.
У нас всегда огромное количество проблем и забот, мы в современной рутине хотим успеть сделать все дела. Но иногда за нашими разноплановыми потребностями и многими целями мы забываем о главном. И вот этот вопрос: чего мы хотим от жизни? Ведь жизнь — это не монолитное русло. Это несколько рек, которые подразделяются на семейные течения, карьерный источник, насущные потребности... И среди этого множества надо вычленить главное и понять, чего мы хотим. В семейной жизни мы ссоримся и миримся, в карьере поднимаемся наверх или отходим назад, как нам кажется, недооцененные. Но любой человек, серьезно поразмыслив, поймет, что он хочет искренности по отношению к себе: любви, уважения — не притворных, а самых-самых настоящих. И эти чувства — не только чисто человеческие, но и духовные понятия. Чтобы к этому прийти, мы должны выбрать данное как самое главное для нас и делать все, чтобы приближаться к поставленной цели. А второстепенные «реки» могут и подождать или вовсе быть отложены. И когда все это вырисовывается на фоне успения, то есть смерти — ведь мы сейчас говорим о людях, сразу становится видна настоящая цена всего того, чем мы живем и к чему стремимся.
В стихире праздника Успения говорится: «О, дивное чудо! Источник жизни кладут в гробницу, и лестницею к небесам гроб становится; веселись, Гефсимания, Богородицы святой удел! Воззовем, верные, Гавриила имея предводителем: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру чрез Тебя великую милость».
Вот и ответ на вопрос, какое отношение смерть и воскресение имеют к нам, обычным земным людям. Стихира праздника показывает, что земной человек может воскреснуть со Христом, быть с Ним в вечности. Это смысл всей человеческой жизни. И праздник Успения, воплощаясь в личности Божьей Матери, говорит нам именно об этом.

Беседовала Елена Лаврова.