"Торжество Боговоплощения" | Иссинское благочиние

"Торжество Боговоплощения"

Всего лишь через неделю после Нового года нас ожидает еще один радостный зимний праздник — Рождество Христово. Праздник, который для христиан имеет особое значение и намного важнее предшествующего светского. В ожидании этой важной даты православного календаря состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Наверняка никому не нужно объяснять, что за праздник — Рождество. И все же напомните, пожалуйста, основные моменты, связанные с этим днем.

— Это один из главных христианских праздников, установленный в честь Рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. В Православии он входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. У нас в России с 1991 года Рождество Христово является государственным выходным, нерабочим днем. По значимости праздник считается вторым после Пасхи, отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В это время заканчивается постный период и начинаются Святки, которые длятся от Рождества до Крещения Господня.
Подробный рассказ о Рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия падения Адама, примирит погибающее от греха человечество с Богом. Библия содержит пророчества о Христе. Наступило время, когда все они исполнились. Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давида, и потому пошли в Вифлеем, город Давидов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф и Мария, ожидавшая скорого Рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Здесь и наступило время родиться Христу. Глубокой ночью исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя.

— Мы, православные христиане, отмечаем Рождество 7 января. Католики и протестанты делают это 25 декабря. Какая же дата верна, и каким образом она исчисляется?

— Достоверная дата Рождения Христа — точные месяц и день этого события — неизвестны. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества. Согласно некоторым частным, христианским суждениям, считалось, что Христос, скорее всего был зачат в тот же день года, в какой и пострадал — то есть в день Благовещения, который согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, когда был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова.
Эти сведения принимает уже святой Ипполит в III веке, а затем их обосновывают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности.
В соответствии с другим методом, дата Рождества высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь определяется исходя из данных о событии разрушения Иерусалимского Храма путем обратного хронологического отсчета, с использованием данных о порядке служения священнических родов. И так — вплоть до времени служения священника Захарии, будущего отца Иоанна Крестителя, с которым связывается чудесное явление ангела, после чего собственно и был зачат последний. В 747 г. от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения череды Захарии составлял период с 16 по 23 сентября. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя (которая выпадает на 24 сентября) 6 месяцев вперед, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате еще 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова.

— А что можно сказать о годе Рождения Христа?

— Год Рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 году, подсчитав этапы правления различных римских императоров и консулов. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. от основания Рима. Позже более детальная проверка показала, что исчисления Дионисия оказались ошибочными.
В действительности Иисус родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как продолжается и поныне). Сегодня считается, что 749 г. — самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Спасителя, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам.
До XVI века, как на Востоке так и на Западе, Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Но в 1582 году папа Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введен новый календарь (получивший название григорианский), пришедший на смену юлианскому календарю. На сегодняшний день различие между старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток.
Новый календарь почти весь западный мир принял к концу ХIХ века, многие православные страны Востока — в ХХ веке. В нашей стране григорианский календарь был введен большевиками в 1918 году, но Русская Церковь осталась верной старинному календарю. Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество Христово по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

— Что известно о волхвах, пришедших поклониться Младенцу Иисусу, и что за чудесная звезда вела их в Вифлеем?

— Как следует из Евангелия, побуждением для волхвов (то есть мудрецов, магов) идти в Иерусалим послужило появление на небе необычной звезды. По поводу того, что представляла собой эта звезда, существуют разные мнения.
Согласно одной точке зрения, довольно распространенной, под появлением необычной звезды следует понимать визуальное схождение в одной точке небесного свода, в созвездии Рыб, двух планет — Юпитера и Сатурна, к которым через некоторое время «присоединился» Марс. Это событие произошло в 747 - 748 гг. от основания Рима. Согласно астрологическим верованиям, которым могли быть подвержены волхвы, Юпитер указывал на славного царя, Сатурн возвещал переворот, а Марс знаменовал победителя.
Доподлинно неизвестно, из какой именно страны пришли эти мудрецы. Есть мнение, что они прибыли из Аравии или Персии. Вполне вероятно, как думает ряд исследователей, что они могли быть знакомы с Библейскими пророчествами о явлении Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17). Эти откровения могли стать достоянием восточных мудрецов во времена периода плена еврейского народа (Вавилонского пленения).
Имена волхвов, принесших Младенцу Иисусу дары — Мельхиор, Каспар, Валтасар. В Евангелии их имена не упоминаются, но впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного. Есть также мнение, что эти три мудреца представляли три возраста и три ветви человечества: Мельхиор — старец, потомок Сима, Каспар — юноша, потомок Хама, Валтасар — возмужалый потомок Иафета. Существует предположение, что волхвов было не трое, а больше (этим фактам находят основание в раннехристианском искусстве, в сюжетах связанных с Рождеством Христовым и поклонением волхвов).

— Некоторые люди задумываются и над более глубоким вопросом, связанным с Рождеством: если Бог существовал прежде сотворения мира, то почему Представительница этого мира, Дева Мария, именуется Матерью Бога?

— Богоматерью Дева Мария именуется не в переносном значении, а в прямом, в связи с тем, что Она и действительно родила Господа, однако не по Божеству. В Лице Христа заключено два естества: Божественное и человеческое. По Божескому естеству Он конечно рождается не во времени и не Девой, а в вечности от Бога Отца. Богородица же родила Спасителя мира по человеческой природе. Эту природу Сын Божий воспринял в Свою Ипостась тотчас после согласия Девы Марии сделаться Матерью Мессии (которое Она озвучила в ответ на слова Архангела Гавриила), в момент сверхъестественного зачатия, осуществленного по благоволению Бога Отца при содействии Святого Духа. В это мгновение Сын Божий, не переставая быть Истинным Богом, сделался Истинным Человеком.
В продолжение всего периода пребывания в утробе Матери, Христос, оставаясь неизменным по Божеству, развивался естественным образом по человеческой сущности. Когда пришло время родов, Дева Мария родила Его как Человека, но сверхъестественным образом, без нарушения девства. Поскольку же Она родила не обыкновенного Человека, а Вочеловечившегося Бога, постольку и именуется Богородицей.

— В старинных текстах иногда наряду со словом «Рождество» можно встретить написание «Рожество». Откуда такое написание, и есть ли смысловое различие между этими словами?

— Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В дораскольной богослужебной практике и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так. В то же время, в современном русском языке добавился звук «д» и стало общеупотребительным название «Рождество».
«Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции», — поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в Ростове-на-Дону.
«Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?» Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее», — комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в городе Калуге.

— Наряжать на Рождество и Новый год елку некоторые считают традицией с языческими корнями. Но сегодня нарядную рождественскую елочку можно увидеть практически в каждом храме. Как это можно объяснить?

— В исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году. Во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, чтобы порадовать детей. В России праздничную елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству Христову это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году. Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России становится народным Рождественским символом. Сегодня Рождественскую и новогоднюю елку можно встретить также у других православных христиан Востока. Заметим что ель, как постоянно зеленое дерево, может символизировать жизнь. Отметим, что Сам Христос, Который есть жизнь (Ин. 14:6), аллегорически отождествлял Себя с зеленеющим древом (Лк. 23:31).

— О чем нам всем стоит вспомнить в праздник Рождества Христова?

— Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного замысла о Спасении человечества, направленном в частности на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).
В эти предрождественские дни я хотел бы обратиться ко всем словами протопресвитера Александра Шмемана: «Рождество есть великое и радостное откровение о свободе человека, ибо Бога человек призван увидеть не в силе, могуществе и славе, а в смиренном Ребенке, в тайне смирения, и не подчиниться Ему он призван, а полюбить Его, принять в свое сердце, обрадоваться всей бесконечной красоте и глубине этого смирения…Можно пройти мимо этой пещеры, мимо этого Ребенка на руках у Матери, можно в темной ночи не различить слабого света, мерцающего во тьме. Именно так не заметил тогдашний мир Рождения Христа. Он продолжал поклоняться своим богам, своим властям, своим достижениям, своей культуре. И только те, кто были свободны от всех этих призрачных вер, заметили, поверили, обрадовались».

Беседовала Елена Лаврова.