"Простить.........???" | Иссинское благочиние

"Простить.........???"

С понедельника, 18 марта, у православных христиан начнется время Великого поста, который продлится до Пасхи, отмечаемой в этом году 5 мая. А последний день предшествующей ему Масленицы, в церковной традиции называют Прощеным воскресеньем, когда верующие стремятся покаяться в грехах и просят прощения друг у друга. О том, что же такое прощение с православной точки зрения — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Беседовала Елена Лаврова.

— Что такое прощать в самом простом, бытовом значении этого слова, понятно всем. Однако в христианском толковании это слово, безусловно, имеет более глубокое значение. Какое же?

— Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Действительно, неужели мы думаем, что Господь не знает кому и как воздать?! Христианин призван воевать не с людьми, а с грехами. И целью прощения становится победить плохое — то, что в душе. А непрощающий человек становится подобен тому, которого описал Марк Подвижник.
Евангельская этика во многом пересекается с общечеловеческой. Мы, согрешая не только против людей, но и против Бога, легко все прощаем себе, а раз так — должны так же легко извинять и других. Но, несмотря на пересечение евангельских и общечеловеческих ценностей, в одном отношении Евангелие отличается от других этических систем: оно требует прощать. Не рекомендует, не советует, а именно требует.

— А что же все-таки это значит — прощать?

— Это значит отвергнуть один из глубочайших импульсов падшей человеческой натуры — стремление к отмщению. Месть «привита» нам историей. Прослеживается это и в Ветхом Завете. В том, ветхозаветном обществе, отомстить за смерть члена рода считалось священным долгом. На личном уровне человек тоже привык ограждать себя от обид, порой даже стараясь внушить страх обидчикам.
Как пример вспоминается один случай, причем речь о человеке верующем, даже церковном. В Иссе это было или где-то в другом месте, уточнять не буду. Сути дела это не меняет. «Все уже знают, что со мной лучше не связываться», — прозвучало из уст этого человека. Что ж, пожалуй так и есть. И не связываются. Наверное, поэтому данному человеку пришлось оставить работу по месту жительства и ездить ежедневно в другой населенный пункт. Вряд ли это удобно. Но беда не в этом, а в том, что такие люди считают, что уехав из «такого болота», осчастливили себя. Но для того чтобы понять, насколько далеки они от истины, достаточно вспомнить притчу о блудном сыне, который сначала тоже был рад уйти далеко от родного дома. Однако чем это завершилось?
То, насколько быстро и порой парадоксально заводится механизм мести, раздражения— сразу, как только обидели нас или кого-то из близких, хорошо иллюстрирует другой пример. Пример моей знакомой из Кузнецка, у которой несколько маленьких детей. Если ей говорят, что кто-то из ее детей обидел других, она отвечает: «Ну это же дети!» Но если другие обидели ее чад, тут же бежит разбираться к родителям обидчиков.
Очевидно, что невозможно быть христианином в таком состоянии, в каком пребывают люди из двух приведенных мной примеров.

— Как же научиться прощать действительно по-христиански?

— Да, это трудно. И без помощи Божией невозможно. Потому что такое прощение — не пассивность и не слабость, а подвиг. И понимать его тоже нужно по-христиански.
Все в жизни христианина вращается вокруг важных моментов — смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это важнейшие события в мировом масштабе, в жизни каждого христианина, да и вообще каждого человека. Эти события меняют абсолютно все, в том числе и понимание прощения. Благодаря им прощение — не просто христианская этика, а проявление новой жизни. Своею смертью и Воскресением Христос умертвил смерть, и понимая это, мы становимся новыми людьми. Получается, что живя в человеческом обществе, принадлежа к нему, мы тем не менее — уже новые люди, с новым отношением к этому обществу, новыми целями, новой идентичностью. Живя в мире, где много ненависти, оставаясь физически принадлежащими ему, мы выведены из-под власти «князя, господствующего в воздухе», то есть дьявола.
Апостол Павел говорит: «…прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

— А как нас прощает Христос?

— Его прощение связано с искуплением. А искупление в том, что Христос наши грехи не считает маловажными, не закрывает на них глаза. Напротив, грех должен быть четко осужден, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Ев. 9:22). Но не надо бояться этих слов, речь в них вовсе не о кровной мести. Христос оплатил все наши грехи Своей кровью на Голгофе. Вот о чем речь, и вот какова цена.
И наше прощение других людей не означает, что мы больше не видим их злых дел, считаем их теперь добрыми. Но мы понимаем, что это тоже люди, за которых умер Христос.
Часто на пороге вечности, перед смертью люди интуитивно просят друг у друга прощения. Потому что если при жизни стеснялись этого, то перед лицом вечности — не стыдно, а невидимый лишний груз снедает, причем не только христиан, а даже тех, кто вообще не думает о вере. И такое интуитивное стремление — лучшее свидетельство того, что нельзя таить друг на друга зла. Нужно научиться признавать свои ошибки перед другими.

— Как же этому научиться?

— Если трудно сразу признать перед другими, можно начать с признания перед самим собой. Не нужно отодвигать свои оплошности на задворки памяти. Каждый вечер, вместо того чтобы проводить время в праздности, подумайте о том, как вы прожили этот день. А для верующих людей с этой целью есть молитва ежедневного исповедания грехов. Считается, что по плодам этой молитвы (конечно если она искренняя) Господь прощает малые грехи без Исповеди. Известна и Оптинская традиция ежедневного исповедания своих прегрешений.
Если мы приобретем такой навык, наши отношения с людьми станут значительно лучше, потому что когда ты видишь свои ошибки, то способен их исправить.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день…».

— Почему людям часто бывает трудно простить кого-то по-настоящему?

— Во многом из-за того, что у них заложены ошибочные представления о прощении.
Во-первых, простить — это не значит проигнорировать обиду. Люди не могут признать чем-то незначительным, «ерундой» зло, которое претерпели они или их близкие. Но прощение и не требует этого. Оно требует обратного: против вас согрешили, причинили глубокую боль, вы это признаете. Но это и есть та ситуация, в которой надо простить.
Во-вторых, простить — это не значит признать, что зло не заслуживает наказания, как часто требуют некоторые псевдо-христиане. Поэтому в Откровении сказано, что ни один нераскаянный грех в этом мире не уйдет от наказания. Давайте вспомним о существующих отношениях Церкви и государства, которые в последние годы еще более укрепились. У государства есть карающий меч для обуздания злых поступков, и верующий человек может прибегать за такой помощью. Иного наше сердце просто не поймет, потому что мы знаем, что и Бог — за справедливость. И это — не месть, потому что государство не мстит за личные обиды, и перед законом все равны, как и перед Божьим законом.
В-третьих, простить — не значит испытывать теплые чувства к обидчику. Простить — это безусловно отказаться от мести. Апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим. 4:14) Мы видим, что теплых чувств к некоему Александру меднику Павел явно не испытывает, но отказывается ему мстить, ожидая суда от Бога.
Но не надо понимать это таким образом, что, мол «я тебя прощу, и тогда Бог точно тебя накажет». Нет. Накажет или помилует — мы этого знать не можем. Надо просто положиться на волю Божию. А Господь Сам знает, кого и как приводить к Себе.
В-четвертых, простить — это не значит обязательно восстановить прежние отношения. В идеале это быть должно, но это не всегда так. Например, если нас обманули мошенники, мы их простим, но не обязаны иметь более никаких дел с ними.
И снова вспоминается притча о блудном сыне, в которой по моему личному мнению, показан лучший пример того, как надо просить прощения. Вернувшийся с раскаянием сын не просит отца принять его как прежде, не претендует на почетное место в доме, которое занимал ранее. Он согласен на любые условия, готов стать простым работником в доме родителя, лишь бы только получить его прощение. И отец простил его именно потому, что видел искренность покаяния, не требующего ничего, кроме самого факта прощения.
А что происходит сейчас с верующими людьми? К сожалению, в большинстве случаев — попытка спекуляции прощением, а не участие в этом Великом Таинстве. Тогда как самое важное — чистота сердца: попроси прощения или прости сам — и все, без каких-либо условий.

— Почему прощение так важно?

— Важность прощения состоит в том, что оно лишает наших обидчиков власти над нами и дает возможность двигаться дальше, не растрачивая свою жизнь на бессильный гнев. Бог сам водительствует праведниками и грешниками, а мы должны заняться тем, что нам поручено в нашей жизни.
А в заключение мне хотелось бы привести слова Святителя Димитрия Ростовского: «Бог прощает тех, кто сам не прощает себя».