" В Благовещении — все наши праздники" | Иссинское благочиние

" В Благовещении — все наши праздники"

— Напомните пожалуйста батюшка, что же это такое — Благовещение.

— Благовещение Пресвятой Богородицы — Евангельское событие и посвященный ему христианский праздник, возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении во плоти от Нее Господа Иисуса Христа. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная Римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида. Трех лет от роду Мария введена была родителями в храм и посвящена Богу. В доме Господа возрастала Она в благодатном уединении. Здесь Пречистая Дева научилась рукоделию и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были невозмутимая чистота мыслей и чувств, глубокое смирение и преданность воле Божией.

— Однако мы знаем, что событие Благовещения произошло позже, когда Дева Мария жила уже в доме обручника Иосифа.

— К роду Давида царя принадлежал и Иосиф, хранитель Ее девства, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, запрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден. Он не афишировал свое происхождение и вел жизнь простого ремесленника. Хотя житие в Назарете, в доме бедного плотника, старческими руками добывавшего пропитание своему семейству, было не без лишений и недостатков и нисколько не походило на благоустроенную во всем жизнь при храме, какую вела Пресвятая Дева более десяти лет, Она нисколько о том не скорбела и не смущалась. В доме Иосифа Преблагословенная Mapия любила те же благочестивые дела, к каким привыкла в храме, так что это место сделалось для Нее тем же домом молитвы, как и Святое Святых. Чуждая надменности, Она никого не огорчала, почтительная к старшим и родственникам, ко всем была доброжелательна. Время свободное от занятий по хозяйству, Мария посвящала уединению и молитве, с каждым днем все более и более горя любовью к Богу. Свидетельством постоянного изучения и глубокого знания Ею священного писания и всей истории избранного народа служит возвышенная «Песнь Пресвятой Богородицы», воспетая Марией при свидании с праведной Елизаветой, матерью Иоанна Предтечи и обнимающая в быстром очерке историю избранного народа (Лук. 1;46-56).

— Известно, что люди ожидали явления Мессии. Почему же Благовещение, а затем и Рождение Богомладенца стали для них неожиданностью, в которую многие не могли поверить?

— «Многими завесами до времени», по выражению святителя Иоанна Златоуста, «сокрываемо было рождение Христово», и святая тайна воплощения Сына Божия открывалась с великой постепенностью. Таинственно приуготовлялась избранница Дева, имеющая по пророку родить Сына Божия (Ис. 7:14); совершилось чудное Ее рождение от престарелой четы — праведных Иоакима и Анны. Все это совершилось при таинственной, известной только одному Богу обстановке до тех пор, пока не настало время явления миpy спасения, не настал день и час исполнения того райского обетования, которое дано было Богом нашим прародителям Адаму и Еве (Быт. 3:15). Но вот приблизился и сам день, в который, по словам царственного Пророка Давида, «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» (Псал. 84:11).
Ко времени пришествия Христа Спасителя на землю стали исполняться и ветхозаветные пророчества. Оставалось только совершиться самому Таинству воплощения Сына Божия. Но от кого именно родится обетованный Избавитель? Какая Богоизбранная Дева, во исполнение пророчества Исайи будет носить во чреве, и родит Сына Еммануила (Ис. 7:14). Эта тайна еще была покрыта завесой неизвестности.
Тайна воплощения Сына Божия казалась непонятной и удивительной для людей, но этим Господь учил, что Царство Его «не от миpa сего» (Иоан. 18:36), тайна пришествия Спасителя с самого начала как бы удаляется от всего, что мир называет великим и высоким: могущество, мудрость, богатство, славу и почести.

— Есть ли какой-то скрытый смысл в том, что местом такого важного события, как Благовещение, стал именно город Назарет?

— Гордые и надменные книжники и фарисеи, представители еврейской учености, и все знатные люди того времени, живя в Иерусалиме — столице Еврейского царства, предполагали и ожидали явления Мессии–Царя именно в царственном городе Давидовом, из рода которого Он и должен был произойти. Однако не столице Иудеи — Иерусалиму и не другому какому-либо знаменитому городу тогдашнего мира, а скромному Назарету, где раньше жили родители Пресвятой Девы, суждено было первому услышать и принять спасительную весть.
Назарет, незначительный Галилейский город, будучи наполнен язычниками, до такой степени был презираем иудеями, что они говорили о нем: «может ли от Назарета быть что-либо доброе» (Иоанн. 1:46). Но определения судеб Божьих не сходны с заключениями человеческими. В этот униженный общим мнением город был послан Архангел Гавриил возвестить Пресвятой Mapии тайну воплощения от Нее Сына Божия. Тайна спасения мира открыта не людям важным и сильным, не руководителям народа, не книжникам и не законодателям науки, а бедной и неизвестной Деве, смиренно проживавшей в хижине бедного плотника.

— Как же происходило Евангельское событие: и на внешнем, и на более глубоком, духовном уровне?

— Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, Архангел Гавриил. «Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!».
Постараемся понять: то, что занимает несколько строк Евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его во времена грехопадения прародителей, расколол человека сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному «я». Потребовалось реальное соединение Божественного и человеческого естества через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии она достигла высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
Призвав для благовестия о великой тайне воплощения Сына Божия Гавриила, одного из первых ангелов, говорит святитель Григорий Неокесарийский, украшая краткий евангельский рассказ цветами духовного красноречия, Бог изрек ему: «…иди, Архангел, и будь слугой страшного и сокровенного таинства: послужи чуду. Движимый милосердием, Я спешу сойти для взыскания заблудшего Адама… «Иди, Гавриил, в Назарет, город Галилейский», дополняет, изложение святого Григория преподобный Андрей Критский. — «Иди в Назарет, в котором живет Отроковица Дева, обрученная мужу, именем Иосифу; имя Деве — Мария…».
В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая–нибудь радость более той, чем быть в соединении с Богом? Это неслыханное дело! Бог, Которому престол — небо и подножие — земля (Исайя 66:1) — в женской утробе! И есть ли что необыкновеннее, как Богу явиться в образе человека, не разлучаясь со своим Божеством для того, чтобы обоготворился весь человек, — первая жертва греха?
Рассматривая данные богословские размышления отцов Церкви нельзя не упомянуть о том, что событие Благовещения в евангельской реальности того времени прошло незаметно. Никто не слышал происшедшего между Архангелом и Пресвятой Девой разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в Риме. Но как удивились бы жители огромной многоязычной империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать новую эру от Дня Рождения Младенца, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!

— В чем же значение для нас праздника Благовещения?

— В Благовещении — все наши праздники. Все вырастает и расцветает из Благовещения. В нем — Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нем — Крест и Воскресение, и наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта тайна поклонения животворящему Кресту. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему», — говорит Она. «Слово обманутой диаволом Евы, — говорит святой Иоанн Златоуст, — воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник — образ Адама — входит паки в рай».
До этого момента ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Господь может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», — молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог открылся более чем когда-либо непостижимо — в Пасхальном лике Христа, покрытом бесчестием и славой. Он — Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нем одновременно. Не существует Бога в немощи по образу человеческому — точно так же, как не существует в Нем силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи — явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Матерью в Благовещении и в собственном Ее Успении — по дару Христа, во ад Сошедшего и с Собою вся Воскресившего.

Беседовала Елена Лаврова.