Подходит к концу долгий период Великого поста. Еще чуть больше недели — и мы будем встречать светлый и радостный праздник Пасхи, Воскресение Христово. А на пути к нему православным предстоит отметить еще один праздник — Вербное воскресенье, приходящееся в этом году на 28 апреля. Об этом — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Батюшка, напомните пожалуйста, какие события мы чествуем в Вербное воскресенье.
— Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата торжества зависит от дня празднования Пасхи. В церковном календаре Вербное воскресенье называют Вход Господень в Иерусалим, а неделю именуют Неделей ваий — Неделей пальмовых ветвей, что не очень распространено в России, где не растут пальмы.
Прежде чем шествовать в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Христа как Царя, пока Он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Пророку из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывал в гостях. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Спаситель не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине этого человека, Христос произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра умершего Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Спаситель ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о восстании всех мертвых в день Страшного Суда.
Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что Христос говорит о себе в таком ключе, буднично и просто, в Вифании того времени — большая опасность.
Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не идет о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал усопший, Иисус громко воззвал: «Лазарь! Иди вон», и… умерший вышел. Спаситель сказал: «Развяжите его, пусть идет». Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен.
— А как сложилась дальнейшая судьба воскрешенного Лазаря?
— Событие воскрешения Христом Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.
Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый приказал перенести мощи святого в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это — череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.
— Не менее торжественно, чем Вербное воскресенье, в Православной Церкви отмечают и предшествующую ему Лазареву субботу. Почему?
— Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота — единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем.
Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Христа как Бога, как Царя: «Слава Богу!» «Осанна Сыну Давидову!» Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. И если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством.
Господь въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного откровения о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь».
— Как же получилось, что после столь торжественной встречи те же люди вскоре требовали распять Христа и радовались страшным событиям на Голгофе?
— Веры многим, прославлявшим Иисуса хвалебными возгласами, хватило ненадолго. И это несмотря на то, что люди, присутствовавшие при воскресении Лазаря, видели до того его тяжелую болезнь, смерть и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде, потому что не вместили учение Иисуса, предлагавшего каждому верному войти на Небеса через врата милосердия. И вскоре за Вербным воскресеньем начнутся события Страстной седмицы.
Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, скорбя о его грядущей судьбе. Спаситель жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Святой город процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Одновременно Иисус принимал со смирением Свои грядущие страдания и прикровенно указывал ученикам на то, что не стоит страшиться их. Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного в будущем города. Господь знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но видел и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном.
Определенно, Иисус просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Отца, а значит понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!» После воскрешения Лазаря многие считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим. Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в земном мире.
Вместе с тем, войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит знаковые действия. В храме умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Христос переворачивает столы и прекращает торговлю, посвящая дом Божий — Богу!
По богословскому осмыслению Входа Господня в Иерусалим митрополитом Сурожским Антонием, этот праздник — один из самых трагических праздников церковного года.
— На чем основывается такое мнение?
— По словам митрополита Антония, «сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви». Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви.
И так было увы, не только во времена Христа. «Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру — все! Я спросил: «Кто эти люди? — Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!» — писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.
— Каким же должно быть восприятие верующим человеком этого праздника, предваряющего собой Пасху?
— Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим — это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины? В чем наше отличие от жителей Иерусалима? Так ли мы жаждем Царства Небесного, так ли хотим быть с Богом, как свидетельствуем своим собеседникам в досужих разговорах?
Для нас очень часто Царство Небесное — не место богообщения, а средство избежать посмертных страданий. Если бы это было не так, мы бы стремились к молитве, а не понуждали бы себя помолиться и поститься. Старались бы всегда и во всем приблизиться хоть немного к Богу, а не так, как бывает зачастую: помним о Господе по нужде, понимая, что без Него у нас ничего не получается. Это не любовь, это страх перед правителем или судьей, подобное настроение не приближает нас к Богу, а лишь вызывает Его скорбь.
И когда мы стоим в храме с ветками вербы в руках, но с сердцами лишенными любви, тогда можем лишь вызывать жалость, но никак не радость у Господа. Хотим от Бога многого: здоровья, мира, спокойствия, благополучия. Но очень редко кто из нас желает от Господа просто Его Самого. Даже причащаясь, мы очень редко храним благодать Святого Таинства в себе. Разоряем этот дар Иисуса уже до вечера, потому что для нас земное куда важнее небесного. А сколько людей за последние годы в России стали ходить в храм, но не нашли Бога, не обрели в своем сердце того, что могло бы их оставить в Церкви. Более этих людей в храме нет, и это тоже повод для скорби.
Все может измениться, если мы осознаем, что наша жизнь, лишенная единственно важной цели — богобщения, совершенно пуста, бессмысленна, что даже посещение храма, если оно не соединяет нас с Творцом, будет для нас неполноценным. Тогда, подняв свой взор на Небеса, мы бы смогли начать подлинную духовную жизнь, восхождение от земного к Небесному, от сиюминутного к вечному. И лучший для этого день — день Вербного воскресенья, когда Господь входит в Иерусалим ради нашего спасения. Позади дни Великого Поста, впереди — Страстная седмица и Пасха. Сделаем так, чтобы Господь вошел и в наши сердца!
Беседовала Елена Лаврова.