"Онтология Пятидесятницы" | Иссинское благочиние

"Онтология Пятидесятницы"

23 июня православные христиане отмечают праздник Святой Троицы или Пятидесятницу, а затем День Святого Духа. О религиозном смысле и значении этих событий рассказывает в беседе с нашим корреспондентом благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.

— Батюшка, напомните, пожалуйста, какому событию посвящен праздник день Святой Троицы или, как его еще называют, Пятидесятница? И из каких источников стало о нем известно?

—Праздник Пятидесятницы прославляет событие сошествия на учеников Христовых Святого Духа. Оно подробно изложено во второй главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил ученикам Свое обещание: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов апостолы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать постоянных учеников Господа и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения Спасителя. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Иисусу женщины, Пресвятая Богородица и братья Его.
Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые остановились над каждым из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными глаголами (Деян. 2: 4).

— Сложно представить, как в один миг, без всякой подготовки, апостолы вдруг обрели дар говорить на разных языках. Как должно было поразить это чудо людей, которые их знали!

— Этот уникальный дар разговора языками иных народностей, неизвестный ранее ученикам Христовым, получил наименование в объяснении Церкви, как «глоссолалия». Исчерпывающая интерпретация данного понятия, разумеется, невозможна, хотя и предпринято огромное количество попыток. Этот дар получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь. Авторитетный литургист М.Н. Скабалланович признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны……С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие Самого Божества в собраниях христианских (1 Кор. 14: 25). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния: молчать, пока говорил другой, ожидая своей очереди».
Итак, обретя благодать Святого Духа, последователи учения Христа заговорили на разных языках. Следовательно, когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из различных стран) без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении.

— Какое значение имело снисхождения Святого Духа для современников Иисуса Христа?

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа.
Данное событие окончилось полным торжеством над неверующими. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания - неявно, по Воскресении через дуновение – явственно, и теперь послал Его существенно.
Именно Дух Святой дается нам смертным для того, чтобы уразуметь Священное Писание, открывает наше сердце Божественному Откровению.

— Как мы можем охарактеризовать Ипостась Святого Духа в Троице и Его промыслительное воздействие на нас?

— Говоря о Божественном, не обойтись без слов тех, кого Сам Бог одарил этими словами, кто писал исходя из сугубого, духовного дара. Книги святых, богатых Духом Истины, могут открыть нашему затуманенному взору такие горизонты, что вера наша станет еще более глубокой. Ведь святые отцы, подвижники, получившие в избытке благодать, готовы поделиться своим духовным богатством с каждым желающим, облекая в слова невыразимое и непостижимое.
По слову святителя Василия Великого, нет ни одного дара, ниспосланного твари, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Пророк Исаия называет семь Его даров: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божьего. Однако эти наименования не исчерпывают всех способов действия одного из лиц Святой Троицы в материальном мире, так как их неисчерпаемое множество, ведь источник— бесконечный в Своих проявлениях и свойствах Бог.
«Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов … Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь».
Симеон Новый Богослов в своих гимнах воспевает Дух Святой, именуя Его возвышенно и поэтично: «сокровенная тайна», «сокровище безымянное» … «могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением»…
«Дух Святой сообщает людям в Церкви Божественность, соделывая их ‟причастниками Божеского естества”, сообщая огнь Божества — нетварную благодать — тем, кто становятся членами Тела Христова». Эти размышления из «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Владимира Лосского — самого яркого светила православной богословской мысли первой половины XX столетия». Кстати: родился Владимир Николаевич как раз в день Святого Духа.
«Святой Дух, сошедший на учеников в огненных языках, невидимо нисходит на новокрещаемых в таинстве Святого Миропомазания… Сошествием Святого Духа Пресвятая Троица живет в нас и дает нам обожение, сообщает нам Свои нетварные энергии, Свою славу, Свое Божество …»,- пишет Лосский.
В своем произведении он также указывает на еще одно неожиданное отличие в действии разных Лиц Святой Троицы: «Дело Христа единит людей, дело Духа их различает… Святой Дух отмечает каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице…». Миссия Сына Божьего касается нашей общей человеческой природы, дело благодати Духа касается каждой отдельно взятой человеческой личности. Господь учитывает уникальность индивидуума и приспосабливает (говоря по-современному, адаптирует) Свои дары, подавая их каждому Духом Святым единственным, неповторимым образом! Мы очень часто именуем этот бесценный дар – талантом! Или талантами.

—Чем обусловлена разница в иконографии Святого Духа – изображения в виде голубя или огненных языков?

— Это удивительный момент, о котором многие не задумываются. Явление и изображение на иконах Святого Духа в виде голубя и огненных языков — лишь образы. На самом же деле, Дух Святой никогда не являл нам Своего Лица.
Снова процитирую Владимира Лосского: «Мы исповедуем Святую Троицу. Но само Лицо Святого Духа, открывающего нам эти истины, делающего их для нас внутренне очевидными … остается как бы сокрытым в Его Божестве, которое Он нам открывает, в Своих дарах …»

— Что бы Вы еще хотели сказать нашим читателям о празднике Святой Троицы?

— Праздник Пятидесятницы это богословие Светлой Пасхи. «Тот, кто поистине может сказать: «Мы воскресли со Христом» и "Бог прославил нас и посадил одесную с Собою на небе во Христе», — всегда пребывает во времени Пятидесятницы”). «Мы празднуем также, – пишет святитель Афанасий Великий, — святые дни Пятидесятницы… указывая на грядущий век… Итак, прибавим семь святых недель Пятидесятницы, радуясь и славя Бога за то, что Он заранее этими днями явил нам радость и вечный покой, уготованные на небе нам и верующим истинно во Христа Иисуса, Господа нашего».
С этого дня Церковь, созданная не суетными человеческими толкованиями, но Божьей волей, непрерывно росла и утверждалась – прежде всего, благодатью Святого Духа. Вероучение о Спасителе приобрело прочнейшее основание, которое невозможно было поколебать уже ничем. Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает верующим, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего», — говорил преподобный Серафим Саровский.
Накануне Своего распятия Христос воздыхает и томится: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). О чем это? До Голгофы Дух Святой присутствовал в мире только Своим действием. Но когда человек, искупленный крестной жертвой Спасителя, становится способным к принятию, Дух сходит в мир и присутствует в нем уже как Лицо Святой Троицы. Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия. И потому Пятидесятница, как говорят святые отцы, просвещенные знанием свыше, — конечная цель Божественного домостроительства на земле.