19 августа будет отмечаться праздник Преображения Господня, называемый также Яблочным Спасом. Для православных иссинцев этот праздник особенно значим еще и потому, что является престольным для нашего храма. О давних евангельских событиях и традициях, связанных с Преображением — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— О чем призывает нас вспомнить праздник Преображения Господня?
— Мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.
В церковном Предании почитание этого события и места начинается достаточно рано. Хотя в Евангелии не сказано, что Преображение произошло именно на Фаворской горе, а лишь на «горе высокой» (Мф. 17:1), но поскольку в Галилее нет других высоких гор, а также благодаря традиционному почитанию этого места христианами (первые храмы на Фаворской горе поставила уже равноапостольная Елена в IV в.), Священное Предание прочно усвоило гору Фавор как место Преображения Господня.
— Как же происходило это важное событие?
— Приближались последние дни земной жизни Спасителя. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его почитают. Тогда Петр без колебаний ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы ученики уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Господа просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Таковы начальные слова тропаря данного двунадесятого празднества. Тогда на горе Фавор Спаситель глубокой ночью совершил восхождение с тремя преданными и усердными Своими учениками, беседовал с Отцом Небесным, и апостолы вдруг увидели непостижимое. Лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег. «И белильщик на земле, — замечает евангелист, — не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа» (Мк. 9:3). Ученики увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла так, как кусок металла, помещенный в жар огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, — но вместе с тем не изменив своего природного естества.
— Почему праздник Преображения стал одним из любимых для большинства верующих людей?
— Праздник Преображения воспет и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века потому, что знаменует собою итог трудового послушания человека. Неслучайно еще по греческой традиции народ приносит в храм плоды земного урожая. Священники читают особую молитву для верных, прося Господа просветить их сердца лучами богопознания, исполнить нетленных благ, символом которых являются эти благословенные плоды, говорящие о вечной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом в Таинстве Причащения. О празднике Преображения говорит все Священное Писание Ветхого и Нового Завета, повествует нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют детьми света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33:5). Спаситель говорит так ясно: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5:16).
В день Преображения, принимая как апостолы, чистым сердцем Божественную благодать, мы начинаем понимать, почему апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Это событие говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель его заключается в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лучшие качества своей души, воспринять божественные идеи, источником которых является Солнце Правды, на языке пророка Малахии, — Господь и Бог наш Иисус Христос.
— Есть ли в этой известной евангельской истории моменты, которые не сразу заметны, но на которые следовало бы обратить внимание?
— Святая Церковь через своих гимнографов и песнотворцев: Косьму Маюмского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина — в песнопениях праздника облагораживает наше восприятие, поднимает до разумения Фаворских тайн. Обратим внимание на то, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, когда Он восходил на гору Преображения. А почему не взяли Иуду? Толкователи Священного Писания повествуют о том, что предатель был ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Небесном Царствии, представляя его себе чисто земным, однако не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним.
Оказавшись на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом, трепетом и ужасом узрели Моисея и Илию. Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
— Почему именно Моисей и Илия предстали перед апостолами в момент Преображения Христа?
— Моисей — законодатель, Илия — тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель. Вопрос о том, почему именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних патриотов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним, задают часто. Сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем. Смиренно склонив главу пред Господом, Моисей принес с горы Синайской десять заповедей Закона человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем. Отсюда следует, что Христос есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Иисус не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, пришедший исполнить закон и отменить его обрядоверие, оставив нравственное содержание. Илия-ревнитель, который мог и огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь пламенного пророка, беседуя со Спасителем, тем самым свидетельствовал ученикам Христовым о том, что перед ними — апостолами, Илией и Моисеем — долгожданный Мессия, ожидание народов. Тот, Кто пришел освободить Израиль не от внешнего господства римлян, но от тирании диавола, от господства страстей. Он пришел сокрушить саму смерть, проложив новый и живой путь к Воскресению.
— Что происходило после того, как Христос с учениками спустились с Фавора?
— Сойдя с горы, апостолы еще носили в себе это сияние небесного огня. И лицо Христа чудесно светилось, так что народ, стоящий у подножия, ринулся к Спасителю, Который совершил чудо — исцелил бесноватого отрока. Иисус сказал его страждущему отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать — веруй: все возможно верующему».
Так и мы, христиане. В праздник Преображения, в наш Престольный праздник, приобщимся Святых Христовых Таин, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественного торжества, чтобы нам измениться, преобразившись во славу Господа. Может быть тогда нам не захочется выходить из храма, ожидая конца уставной службы.
Вспомним как Петр, не понимая что он говорит, от избытка благодатной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени — три кущи (палатки): Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот жестокий, лукавый мир, где Тебя Господ ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была исполнена. Спаситель явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Ему в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.
Христос — не невольная жертва Голгофы. Он, из послушания Небесному Отцу, из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы вкусив горькую, мучительную смерть, победить ее Своим Воскресением. В Гефсиманскую ночь апостолы разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников. Все — кроме Иоанна Богослова! Однако по Воскресении они вспомнили все. Воскресили в памяти дивные мгновения Преображения на Фаворской горе. И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека. Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, облагораживая сердце верного, отгоняя от наших душ уныние и печаль, а тело делая послушным инструментом разумной души.
— В народе праздник Преображения чаще называют Яблочным Спасом. Как связана с ним традиция освящения плодов?
— Традиционно в этот день мы освящаем яблоки, и на них лучится праздничная радость, некий отблеск Преображения Господня. Конечно радость светит и нам, часто бессмысленным, не отдающим себе отчета в том, что Христос вместе с нами желает совершить при нашем согласии. Но все равно в сознании человека, в его воле и в образе действий есть «отблеск» Преображения.
И вот здесь получается некоторый парадокс: такое великое, богословски глубочайшее событие, а мы откликаемся лишь тем, что приносим яблоки, дабы их окропили святой водой. Кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании. Для нас очень важно в этот день освятить яблоки? Намного важнее — освятить себя — как урожай Божий, как плоды на ниве Христовой! Потому что Господь растит и нас. Это единственный случай в истории вселенной, когда Небесный Земледелец для того, чтобы сберечь Свой народ, Свой урожай — отдает Себя! Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.
Когда совершается архиерейская служба, епископ выходит на амвон и произносит молитву: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя». То есть: «Господи, приди и увидь. И не оставляй Свой виноградник, который Ты Сам Своей рукой насадил». Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой посаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божьи. Мы нуждаемся в благословении и в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении Спаситель показывает всем нам, что в этом винограднике возможна жизнь без греховных сорняков, чистая, светлая, новая. Преображенная!