28 августа отмечается праздник Успения Пресвятой Богородицы, о котором — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Иконы называют богословием в красках. О чем мы можем «прочесть» на иконе праздника Успения?
— Здесь очень наглядно изображены все происходившие события. В центре композиции — ложе, на котором покоится тело Пречистой Божией Матери, окруженное апостолами. Также в центре мы видим Спасителя, держащего на руках душу Пресвятой Богородицы, что говорит о том, что Господь Сам спустился с небес, чтобы принять душу Своей Матери в Свои руки.
Душа Божией Матери изображается в виде младенца в пеленах — свидетельство того, что переход в вечную жизнь мыслится так же, как и рождение.
— Почему апостолы изображены дважды: стоящими вокруг ложа и как бы летящими по воздуху?
— Это иллюстрирует Священное Предание, описывающее, как апостолы перед Успением Богородицы были внезапно восхищены Святым Духом и перенесены в Иерусалим, чтобы проститься с Пречистой Девой.
В этом есть и символический смысл: как апостолы пришли с разных концов земли, так и мы приходим в храм — каждый своим путем, со своими радостями, а чаще — своими горестями. Так Господь собирает к престолу Свое стадо. Как на иконе Христос стоит с душой Божией Матери, так и на Литургии Он невидимо предстоит, являясь центром и совершителем Таинств.
— Среди апостолов, в ногах у Богородицы, можно узнать апостола Павла. Но ведь он не принимал участия в евангельских событиях, встав на путь служения Христу позже.
— С исторической точки зрения апостол Павел действительно не принимал участия в этих событиях. Однако в богословии иконы — совсем другое измерение, просматривающее благодатность апостольского служения, что само собой, подразумевает присутствие и верного слуги Христова — апостола Павла, в изображении события.
— Мы видим, что кроме апостолов одр Богородицы окружают святители, которых можно узнать по одежде — омофорам с крестами. Кто они?
— Это четыре святителя: Иаков Праведный, епископ Иерусалимский, брат Господень; Дионисий Ареопагит; Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский. Согласно Преданию они тоже присутствовали при Успении.
— Какую роль играет изображение на этой иконе Ангельских Сил?
— Всякое благое дело, тем более священное, происходит не иначе как с помошью и в присутствии Ангельских Сил. Примечательно, что на представленной иконе Успения они присутствуют разнопланово: и доставляющими апостолов, и возносящими Богородицу в Царствие Небесное (в центре вверху иконы), и стоящими с благоговением и свечами вокруг скорбного одра. Над самым ложем — изображение ангелов с прикровенными руками, как знак того, что они близко к святыне, к коей не смеют прикоснуться. Над ними — поясные фигуры, указывающие на Спасителя с душой Божией Матери.
Проецируя это все на современное видение, опять можно сказать о литургическом значении. В Литургии, в богослужении участвует народ, священнослужители, Силы Небесные, и конечно Сам Господь, то есть вся Церковь во всей полноте.
— Что символизируют горящие свечи перед одром Пресвятой Богородицы?
— На этой иконе изображены две свечи. По Преданию, Божия Матерь Сама дала указание, чтобы в горнице на Сионской горе, где все и происходило, горела свеча. Но здесь есть опять же, и богословское значение. Свечи зажигают в храмах, в том числе перед Царскими вратами. Душа Богоматери, горящая любовью к Своему Сыну, беспрепятственно прошла открытыми вратами в Царские, вечные Небесные обители.
— В иконах Успения Пресвятой Богородицы, конечно присутствует скорбь. Но в них нет ощущения безысходности, отчаяния. Чем это объяснить?
— Эти скорбь и печаль светлы, в них нет безысходности, потому что в событии Успения есть непреложное упование на жизнь вечную. Конечно, апостолы, и все кто знал Божию Матерь, не могли не испытывать чисто человеческих чувств от расставания с Ней здесь, на земле. Но они знают, что Христос Воскрес. И в целом эту мысль передает весь характер иконописного повествования: присутствие Спасителя, держащего душу Богородицы, ангелы, возносящие ее на небо. Ведь по Преданию, Богородица была взята на небеса с душой и телом. Поэтому в колорите иконы Успения мы никогда не увидим ничего мрачного. При всей скорбности события в ней звучат ликующие ноты вечного упования.
— Успением называют блаженную кончину Божией Матери. А какую смерть вообще можно назвать блаженной, хорошей?
— Что тут скажешь... Все святые отцы однозначно говорят, что плоды покаяния — одно из главных условий христианской жизни. Стало быть и смерть в покаянии — это хорошая смерть. Насколько вообще можно говорить о смерти в положительном ключе, так как она не свойственна человеку и есть проявление последствий его грехопадения. Итак, умирать благо в состоянии примирения с Богом и людьми. Такую кончину можно назвать христианской. Ибо Христос сказал: «В чем застану, в том и сужу».
В одном из богослужебных прошений есть такие прекрасные глубиной смысла слова: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим». К этому — ничего ни прибавить и ни убавить.