В субботу, 21 сентября, Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Об этом празднике и его сокровенном смысле читателям нашей газеты рассказал благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.
— На богослужениях праздника, который мы будем отмечать 21 сентября, читается библейская история о сне Иакова, которая, казалось бы не имеет прямого отношения к Рождению Богородицы. Что это за история, и в чем ее связь с праздником?
— Как мы знаем из Священного Писания, Иаков спасался от гнева своего брата Исава. Он торопливо шел по каменистым тропам, окидывая взором земли, обетованные некогда деду его Аврааму. Утомившись от спешного пути, Иаков расположился на недолгий привал, склонил голову на камень и скоро заснул. И вот видит во сне: лестница, утвержденная на земле, достигает верхом самого неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху — Сам Господь. И слышит от Него Иаков отрадные, утешительные слова: «Благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою» (Быт. 28:14-15). Пробудившись, восхищенный увиденным и услышанным, Иаков несколько наивно говорит: «Господь присутствует на месте этом!» (Быт. 28:16). И со священным трепетом добавляет: «Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17). Понимал ли он, что было приоткрыто ему? Знаем, что приободренный духовным видением, Иаков поспешил далее. Бог благословил его жизнь и труды. От него родилось многочисленное потомство. А затем было сказано: «Возсияет звезда от Иакова» (Чис. 24:17).
«Лествица», «врата небесные» – так сказано и так предвозвещено о Богоматери.
«Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог!»; «Радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо». Так поем мы в акафистном пении.
Чтобы сойти с Неба на землю нужна «лествица» — лестница, то есть Та, посредством Которой Бог родится на земле как Человек. Лествица — чудный мост, в видении Иакова простиралась от земли до неба. Небо — Царство Чистоты, небо — мир небожителей, земля — это мы, грешные. Преподобный Макарий Великий, постигший эту истину опытом своей жизни, весьма поэтично и красочно рассуждал: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться… в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол и говорит: «Дом же Его — мы» (Евр. 3: 6).
— Что отличает праздник Рождества Пресвятой Богородицы от других важных духовных дат?
— Рождество Пресвятой Богородицы, по словам святого Андрея Критского, можно назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви.
С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождестве, еще задолго до этого, содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах.
Есть церковные праздники, которые соединяют в себе радость и печаль. Например, в день Вербного воскресенья нам и радостно — от торжества Спасителя в Иерусалиме, и горестно, потому что мы знаем, что случилось после этого. В день Воздвижения Креста Господня мы торжествуем, потому что была обретена великая христианская святыня, но и печалимся от воспоминания страшной крестной смерти Христа.
В праздник же Рождества Девы Марии нам только радостно. Когда рождается ребенок в мир мы испытываем радость, хотя не знаем, будет ли это дитя добрым или злым, однако в Рождении Пресвятой Девы мы испытываем двойную радость: ведь в Ее Рождестве заключено и Рождение Иисуса Христа. Наверное, эти же чувства испытывали и святые отцы древности, потому и составили тропарь праздника Рождества Богородицы таким похожим на тропарь Рождества Христова. И поется он на один и тот же торжественный богослужебный глас.
— Мы знаем, что Рождение Девы Марии во многом можно назвать чудом, взять хотя бы возраст Ее родителей. Почему было именно так?
— Господь благоволил, чтобы Его пришествие в мир сопровождалось не одним каким-нибудь чудом, а было окружено множеством таковых. Чудесно Его непорочное зачатие и рождение от Девы, чудесная звезда вела волхвов к Вифлеемской пещере, чудо привело пастухов поклониться Богомладенцу. Чудом появилась на свет и Та, ради Которой Бог отделил еврейский народ от развращающей среды идолопоклонников. Рождество Божией Матери — это тот апогей праведности, которого смогло достичь человечество. В этом деле соединились два действия: Божеское и человеческое. От себя люди принесли ту праведность, на которую были способны — праведность Авраама, Моисея, Давида и других праотцев. От Бога была дана благодать удержать ее и соединить в Пречистой Матери Господа. Результатом этого чудесного соработничества стала Преблагословенная Дочь Иоакима и Анны.
— Что еще мы знаем о событии Рождества Пресвятой Богородицы?
— Каждый из нас может только представить себе, каким было его рождение. Но существует и Рождение рождений, и вот что мы знаем о нем.
Родители Пресвятой Богородицы были праведными, но бездетными людьми. С этой скорбью они дожили до преклонного возраста. Предание говорит, что им было за 60, когда родилась Дева Мария. Видимо, Господь хотел и в этом совершить чудо, чтобы никто не посмел унизить достоинство Пресвятой Девы и сказать, что она — обычная дочь обычных родителей. Поэтому Ее рождение — сверхъестественно. Она — плод молитв. Всю жизнь Ее праведные мать и отец молились о даровании им ребенка. Даже тогда, когда по нашим человеческим меркам и медицинским показаниям уже нужно просто смириться, они все равно продолжали молиться. А бесплодие считалось знаком гнева Божьего. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от членов его рода произойдет Мессия, и если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.
Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала. И тогда явился в саду ангел Господень и возгласил: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими. Она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу, и как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок у них родилась Дочь. Они назвали Ее Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Этим событием окончилось испытание их праведности. Можно было бы сказать, что «Господь услышал их». Но Он всегда слышал, как всегда слышит и наши молитвы. Только не спешил с исполнением, желая закалить веру Иоакима и Анны в горниле скорбей, делая их молитву более пламенной, приводя к истинно праведной жизни. И вот тогда-то у истинно праведных родителей родилась истинно праведная Дочь. Рождается Та, в мыслях Которой царствует рай. Потому-то Бог рая сможет прийти в мир поддавшихся аду, чтобы извлечь нас из ада в рай.
Премудрость созда себе дом» (Притч. 9:1), — слышим мы в мудрой притче (и эта притча читается также на богослужении Богородичного праздника, как и упомянутое повествование об Иакове). «Премудрость» — так сказано о Сыне Божьем, ибо Он есть «Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор. 1:24). Что же за дом создает Он Себе на земле? Премудрый Бог устроит Себе дом в душе Марии, а затем и в теле Ее — зачнется Духом Святым в Ее пречистом лоне, чтобы родившись на земле научить всех нас истинной мудрости.
— Что последовало непосредственно за событиями Рождества Пречистой Девы?
— Дочь Неба, дарованная бесплодным родителям ради их благочестия, принесла им огромное утешение. Их тихую радость поймут все, кто обрел ребенка не сразу. Святых Иоакима и Анну мы поминаем на каждом богослужении. Они, помня от Кого Она им дана, посвятят Ее Господу. Маленькими ножками поспешит Мария по 15-ти ступеням в Иерусалимский храм, чтобы обрести Свое место там, где возносится служение Богу. Она будет побеждать грех с малых лет. Действительно, грех проявляет себя с самого раннего возраста. Но и святость может сиять в душе с детских пеленок. Все это зарождается в сокровенных глубинах души, там, где вершится самоопределение личности, что не всегда и не сразу мы можем рационально осмыслить.
Когда обетованная Дева подрастет, то увы, уже сирота, окажется по-человечески никому не нужной. Ее отдадут на попечение престарелому Иосифу. Он станет хранителем Ее девства. Однако чистота Марии не будет забыта у Бога. Вскоре Она услышит от Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Благодатная — потому что всю жизнь посвятила Тому, от Кого подается нам подлинное благо.
Бог-Любовь даровал нам любящую Матерь. И пришел Он посредством Нее, чье сердце наполнялось любовью к Богу и ближним. И когда Жертва Любви таинственным образом обнимала весь мир, Он, Любящий и Распятый за всех, в лице апостола любви (Иоанна Богослова) усыновил нас именно Ей и Ее материнскому сердцу, сказав: «Вот, Матерь твоя» (Ин. 19:27). Если мы откликнемся на эту небесную Любовь, если сердце наше хоть немного согреется, когда мы услышим благословенное имя Владычицы, если вместе с Ней мы готовы предстоять возле креста Иисуса, то и мы — Ее чада. А Богоматерь Своих не оставляет.
Беседовала Елена Лаврова