Четырнадцатого октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это событие стало темой нашей беседы с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Как давно в календарь Русской Православной Церкви был введен такой праздник как Покров Пресвятой Богородицы?
— Этот один из самых почитаемых на Руси праздников был установлен в 1164 году, святым князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Это произошло поле того, как Андрей Боголюбский с удивлением обнаружил, что столь важное событие, которое мы теперь и отмечаем торжеством Покрова, в Греции, где оно происходило, не было запечатлено торжеством. Сложно понять, почему эллины не почитали Покров — события, напрямую связанные с их историей и явленным спасением их предков.
— Напомните пожалуйста нашим читателям, о каких событиях идет речь.
— В начале Х века Константинополю грозило разорение от окруживших город племен русичей, бывших тогда еще язычниками. Жители собрались во Влахернском храме, построенном специально для хранения великой святыни — пояса Пресвятой Богородицы, и молились там. Во время всенощного бдения, находившийся в храме блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Богородицу, идущую по облаку в сиянии славы, в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Пречистая Дева вошла в алтарь, и сняв с головы Свой покров, простерла его над молящимися и Сама стала молиться вместе с ними. Случилось чудо: в тот же день войска русичей сняли осаду Константинополя.
— Почему эта история, в которой наши предки-русичи были побежденными, а отнюдь не героями, так впечатлила святого князя, что он принес ее на Русь и установил празднование?
— Начнем с того, что Андрей Боголюбский был крещен в честь блаженного Андрея — того самого, который созерцал чудесное явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, и о котором известно, что он являлся по происхождению русичем и был продан в Константинополь в рабство некоему Феогносту. И когда князь, почитавший своего святого, узнал что нет даже праздника, связанного с этими чудесными событиями, он сказал такие слова: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотев, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
Кроме того, этот праздник связан с нашим Отечеством и другими невидимыми нитями. Обратим к примеру внимание на то, какие святые сопровождали Богородицу при Ее чудесном явлении. Оба они носят имя Иоанн — это имя стало впоследствии восприниматься как самое русское из всех имен. И носящие его святые для нас как будто символизируют неотъемлемые свойства древней славянской души. Это любовь к Богу, которую проповедует апостол любви Иоанн Богослов, и многотрудность — и поныне нашей жизни, полной испытаний, провозвестником которой является Иоанн Креститель. Таким образом можно это истолковать посредством духовной филологии.
Да и в самом празднике есть глубокий таинственный смысл, указывающий на сокровенную связь русского народа с Пресвятой Богородицей. Ведь никто не принуждал нас устанавливать это торжество. Но народ глубоко поддержал его и чутко откликнулся на события давней истории — как на живой пример любви Владычицы к любящим Ее чадам, как на реальное свидетельство милосердия и любви — и не важно к кому, нашим предкам или грекам. Как на свидетельство Ее божественного Покрова, распростертого над страдающей, кающейся душой, в том числе и славянской, русской.
Как только этот праздник начали отмечать на Руси, по всей стране стали появляться храмы, посвященные этому событию. Самые известные из них, внесенные в список ЮНЕСКО как памятники мирового значения — это храм Покрова на Нерли и знаменитый собор на Красной площади в Москве, заложенный Иваном Грозным в честь взятия Казани. Традиционно его называют собором Василия Блаженного — по имени известного московского святого, обретавшегося при нем, но правильное название — храм Покрова (в народе — Покрова на рву).
— Если мы заговорили об этом храме, насколько можно верить легенде о том, что построившие его зодчие были после ослеплены по приказу царя?
— Такое предание кочует из века в век, однако каких-либо документальных подтверждений этому нет. К тому же маловероятно, что Иоанн Грозный поступил бы так на тот исторический момент. Это уже после того, когда умерла его любимая супруга Анастасия Романовна, царь ожесточился и стал прибегать к более суровым методам правления. А во времена взятия Казани, Иоанн IV был богобоязненным царем, и все подвиги совершал с Богом и во имя Бога.
— Возвращаясь к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Получается, он празднуется только в Русской Православной Церкви?
— Так и есть. И еще в Сербии. Все о чем я сказал ранее, объясняет огромное значение этого праздника для русского народа, который не смогли обесценить ни века монгольского ига, ни реформы наших оевропеившихся монархов — Петра I, Екатерины II, Александра I, ни десятилетия еще совсем недавнего насильственного безбожия. Несмотря ни на что русская душа осталась под светлым покровом Пресвятой Богородицы, и мы всегда чувствуем этот покров и нуждаемся в нем. Для верующего человека вообще нет ничего радостнее чем знать, что Омофор Пресвятой Богородицы распростерт и над нами.
— А каким образом человек может это узнать, почувствовать?
— Это резонный вопрос, ведь среди нас нет таких тайнозрителей как Андрей Христа ради юродивый. Но почувствовать все это можно, в частности на богослужении праздника. Одним из главных духовных напоминаний является и сама икона Покрова, которая традиционно находится в центральной части храма. Это свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица не лишает нас Своей благодатной силы чудотворений, принимает наши молитвы, подает нам своевременную помощь. И придает уверенность, что мы находимся под Ее благодатным Покровом.
Мы знаем из истории чудотворных образов, что в случае гнева небесного за грехи человеческие иконы порой «уходили», являя себя в других местах, или скрывались вовсе. Или плакали, как это происходит и сейчас.
Но несмотря ни на что, Пресвятая Богородица не может не внимать тем, кто прибегает к Ней с верой и любовью. И эта невозможность отказать в помощи составляет не слабость, а наоборот, силу и славу Божией Матери. Потому земные покровители тем и отличаются, что они могут или помочь человеку, или не помочь, в зависимости от желания и обстоятельств. А покровители небесные всегда принимают наши просьбы горячо и с радостью, тем более если молитва чистая, от нуждающегося в помощи сердца. И Богородица — первая ходатаица на просьбы всех прибегающих к Ней.
Но к сожалению, такая небесная любовь к нам Господа, Его Матери, святых, воспринимается людьми как повод для вседозволенности. Уверенность в покровительстве не должна порождать беспечность в деле нашего спасения, являть бесстрашие в нарушении воли Божией и откладывать покаяние. Это уже не уверенность в покровительстве, это — злоупотребление небесным милосердием. Ведь Пресвятая Дева не покровительствует грехам. Она покровительствует грешникам, да и то лишь кающимся. Мало знать, что ты находишься под ее благодатным Покровом. Но если ты хочешь под ним быть, нужно удаляться от всякого греха, ибо он расторгает союз с Ней.
Иначе получается история Моисея: Господь призвал его чтобы дать заповеди, а что делал в это время народ? Они отлили себе золотого тельца и предавались грехам. И Господь тотчас прекратил беседу с Моисеем, сказав: «Сниди отсюду, беззаконноваша бо людие твои… И ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня потреблю их» (Исх. 32:7-10).
Поучительный пример явила нам и Греция, в коей события Покрова и другие знаки особого покровительства Божией Матери не укрепили веру эллинов. Сколько раз под стенами Константинополя были побеждаемы Богородицей агаряне и скифы! Но когда Матерь Божия увидела, что покровительство не делает лучше тех, кого Она покрывает, отняла Свой Покров. И народ погрузился в трехвековое рабство магометан, соединенное со всеми видами унижения.
— Почему же столь явные события, которые должны бы вызвать и укрепить веру в человеке, воспринимаются не всеми?
— Ответ на этот вопрос касается всех нас, ведь и верующие верят не одинаково. Как можно видеть что-то больными глазами или совсем потеряв зрение? Такое, в духовном плане происходит у грешников. Но это еще — полбеды. Хуже, когда люди имея глаза и видя, не верят своим очам и все духовное хотят перетолковать так, как хотелось бы им самим. Так верили и многие евреи в чудеса Христа, которые видели собственными глазами, однако пытались истолковать их, как повествует нам Евангелие действием Вельзевула, то есть сатаны.
Вера или неверие часто зависит от того, хочет или не хочет человек верить. Зная это, будем прибегать под Покров Пречистой Девы, омыв себя слезами покаяния. Божия Матерь, конечно врачует наши немощи, утоляет наши скорби, но только тогда, когда они соединены с сокрушением сердца, так как Богородица не покрывает и не может покрывать ожесточение в грехах.
Как говорят старожилы, раньше на Покров обычно выпадал первый снег и уже не таял, оставался до весны. Теперь Господь не всегда посылает нам такую погоду. Но в наблюдениях старшего поколения по-прежнему есть особый символический смысл: чистота свежего снега после осенней грязи и слякоти, напоминает о чистоте благодатного Покрова Пресвятой Богородицы.