19 декабря Православная Церковь отмечает день памяти одного из наиболее почитаемых святых — Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Об этом святом и размышлениях вызванных праздником, состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Имя Николая Чудотворца известно всем христианам, даже тем, кто мало знаком с житиями святых. И грядущий праздник — не единственный день его памяти. Что это за даты и с чем они связаны?
— До недавнего времени дни памяти Святителя Николая особо отмечались дважды в год: 19 декабря — в день смерти святого (так называемый Никола Зимний) и 22 мая — в день перенесения мощей (Никола Вешний). А в последние годы более торжественно стал отмечаться и день рождения этого святого — 11 августа. Его называют Осенним, хотя дата и приходится на конец лета.
Святителя Николая недаром называют Чудотворцем, потому что он особо почитается за чудеса, которые происходят по молитвам к нему. Святой считается покровителем моряков, торговцев, детей, а также несправедливо осужденных. В западном мире он приобрел в некотором роде фольклорный ореол — некоего деда, который на Рождество Христово приносит подарки детям.
— Напомните пожалуйста вкратце, основные моменты жития Святителя Николая.
— Родился он в 270 году в городке Патары в Малой Азии, в греческой колонии. Родители его были состоятельными людьми, веровали во Христа и помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства посвятил себя вере, много времени проводя в церкви. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в храме, где служил настоятелем его дядя — епископ Николай Патарский. После смерти родителей раздал все имущество бедным и продолжал свое служение. В годы, когда гонение римских властей на христиан стало терпимым, взошел на епископский престол в Мирах (сейчас городок Демре в провинции Анталия в Турции). Новый епископ отличался добрым, кротким нравом, был справедливым и отзывчивым. Но при этом запомнился как непримиримый борец с язычеством, разрушал идолов и капища, защищал христиан и обличал еретиков. Дожил до глубокой старости и умер, по житийным данным, примерно с 345 по 351 год — точная дата неизвестна. Мощи святого нетленны и в настоящее время находятся в итальянском городе Бари, в базилике святителя Николая при церкви Святого Стефана.
Сведения об этом угоднике Божием, которые приведены в житиях, постоянно дополняются и уточняются на основании археологических раскопок, информации из других достоверных исторических и литературных источников, исследований ученых-антропологов, текстологов.
— Для чего нужны такие уточнения?
— Дело в том, что в XIX-XX веках распространилось ошибочное мнение о том, что сведений о святом очень мало, и по большей части они недостоверны. На самом же деле документальных сведений достаточно, и более того, они восполняют недостающие исторические эпизоды правления Византийского императора Константина Великого.
Определенная путаница началась в 1721 году, когда католический кардинал Фальконе нашел в Ватиканской библиотеке греческие манускрипты, где в том числе были сведения о Николае, епископе Пинарском, архимандрите Сионского монастыря. Его также называли Чудотворцем, но жил он при императоре Юстиниане Великом, то есть в VI веке, и скончался тоже в декабре, но в 564 году. Несмотря на то, что в дате кончины епископа есть глубокая подчистка цифр, не позволяющая установить настоящее число, Фальконе пришел к выводу, что нашел истинные сведения о Святителе Николае Мирликийском. Появилось так называемое «Иное житие», которое внесло большие трудности в определение обстоятельств жизни великого святого, и было опровергнуто почти сразу же и западно-христианскими, и православными исследователями.
Затем два агиографических памятника слились в один, и приблизительно в первой половине Х века появилось «Смешанное житие», в котором переплелись сведения из житий двух святых Николаев, составленное анонимными авторами. Знаменитый византийский писатель Симеон Метафраст воспользовался наиболее полным текстом «Смешанного жития», сохранившимся в Константинополе. Данная ошибочная версия стала наиболее популярной на десять столетий, узаконив ошибочное смешение житий двух Николаев.
— Когда же эти ошибки были исправлены?
— Впервые все недостоверные факты были убраны из русской агиографической версии только в начале XXI века, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при содействии церковного и научного сообщества. Таким образом были определены заимствования, не относящиеся к фактам биографии святителя Николая Мирликийского. Это например имена родителей святого, описание обстоятельств его крещения, чудо воскрешения юноши по имени Аммоний, упавшего с корабельной мачты, и другие моменты.
В некоторых эпизодах, хотя они действительно были, оказались неверны отдельные детали. Например, известна история, когда некий человек из-за бедности собирался продать честь своих троих дочерей, а епископ Мирликийский тайно подложил каждой из девиц крупную сумму денег, позволяющую выйти замуж. Сам факт верен, но на самом деле Николай тогда еще не был епископом, а был юношей с добрым , чутким сердцем, по всей видимости выросшим вместе с этими тремя девицами, жившими по соседству. На тот момент он еще не раздал все наследство, оставшееся от родителей, что и позволило ему совершить доброе дело. А уделил он им немало: каждой — сумму, равную двухмесячному жалованию римских легионеров, то есть людей самой на то время высокооплачиваемой профессии.
— Вы упомянули, что год кончины святителя Николая точно не известен. Были ли попытки уточнить и эту информацию?
— Исследования мощей святого Николая позволяют определить, что он почил в возрасте примерно между 70 и 80 годами. Что касается даты кончины святого, итальянский профессор восточного богословия Джерардо Чоффари полагает, что святитель умер в 334 году, основываясь на упоминании фактов арианской борьбы Афанасием Великим, у которого о Николае Чудотворце не сказано ни слова. Свидетельство святого Афанасия заслуживает большого доверия, так как в деяниях 1-го Вселенского Собора также нет упоминания о Николае Мирликийском в составе отцов Собора. А сохранившееся предание о том, что на этом Соборе святой Николай якобы ударил еретика Ария — не более чем легенда, ничем не подтвержденная. Так как основная борьба с лжеучением началась с 335 года, Чоффари делает вывод, что Святитель Николай умер до этого года, а именно в 334-м. Российский историк Александр Бугаевский также утверждает, что указанная в православном церковном календаре дата около 345 года — заведомо неверна, и с уверенностью называет 335 год, годом блаженного успения архиепископа Мирликийского.
— 19 декабря в гражданском календаре обозначен как Международный день помощи бедным. Случайное ли это совпадение, или есть духовная взаимосвязь с днем памяти святителя Николая?
— Безусловно, духовная связь есть. В этот день вообще принято напоминать людям о необходимости оказывать друг другу помощь, а тем более — помочь тому, у кого в жизни что-то пошло не так. Главное условие — делать это безвозмездно и от чистого сердца. Потому что внешняя благотворительность отличается от милосердия. Ведь в делах благотворительности сердце может и не участвовать, потому что эти дела могут совершаться из корыстных побуждений, из чувства гордости или тщеславия, ради самолюбования. Наконец, чтобы отвязаться от просителя. В этих случаях пользы для души никакой нет. В то время как дела милосердия совершаются по велению сердца. Сострадание, способность переживать, тревожиться за судьбу ближних — свойства психики нормального человека. А проявление данных свойств в поступках — это уже дело свободной воли, и выражаться это может в жертве своего достатка, времени, в душевном участии, в молитве за кого-то.
Часто мы помогаем, отдавая наши излишки, а также то, что нам не нужно. И не стоит обольщаться, что при таких делах благотворительности мы обретаем Царствие Небесное. Вспомним, что в законе Моисея вообще была десятая часть от урожая, заработка или иного дохода, выделяемая на содержание священнослужителей, пришельцев, сирот и вдов. Это было прописано формально. А Христос учит подходить к этому вопросу не формально. Дело не в процентах, а в том, чтобы христианин стремился к делам милосердия своим любящим сердцем. Вспомним евангельскую притчу: вдова, положившая две лепты, отдала все что у нее было. А богатый человек, может быть пожертвует намного больше, но для его финансовой составляющей это ничего не изменит, а все что есть, он никогда не положит. Поэтому и воздаяние получит меньшее.
Думаю, в связи со всем сказанным будет уместно упомянуть и о той помощи, которую многие люди сейчас оказывают участникам СВО: плетут сети, собирают посылки, денежные средства. И это несомненно дела благие, важные и нужные. Когда их делают от чистого сердца и молча. Но нередко можно наблюдать и ситуации, когда люди хвалятся такими делами — своими или близких, размещают свои «заслуги» в соцсетях. Зачем это? Какую цель они преследуют? Настоящее милосердие, не преследует никаких корыстных целей, не жаждет похвалы — это естественное состояние человеческой души.