Девятнадцатого января Православная Церковь отмечает Крещение Господне, или Богоявление, которым завершается святочный период, начавшийся с праздника Рождества Христова. Об этой важной дате и связанных с ней событиях — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Напомните пожалуйста батюшка, о каких событиях повествует нам праздник Крещения Господня?
— Крещение Господа нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день верующие вспоминают евангельское событие — крещение Спасителя в реке Иордан, которое совершил пророк Иоанн Предтеча.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя, и глас с неба назвал его Сыном Божиим. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Со времен праведного Ноя голубь был символом мира, в частности между Богом и человеком. Таким образом, это был видимый знак того, что отныне Творец окончательно примирился со Своим творением и наступило время возвращения людей к своему Небесному Отцу. Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Дух Святой, Иисус Христос — Божий Сын.
История Крещения и Богоявления начинается с выхода на проповедь Иоанна Предтечи, который по материнской линии был родственником Господа (в родстве были Дева Мария и мать пророка — Елизавета).
— Расскажите пожалуйста подробнее об этой личности и времени его служения.
— Место где Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской», лежавшей на западном побережье Иордана и Мертвого моря.
Евангелист Лука сообщает нам ценные сведения, а именно то, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти своего отца в 767 году от основания Рима, но еще за два года до этого он стал соправителем и следовательно, пятнадцатый год его правления начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый для учителя веры.
В Иудее управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой сын Ирода Великого, Филипп, управлял Итуреей — страной, расположенной на востоке от Иордана; в четвертой области, Авилинее, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Точнее, первосвященником был собственно Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстраненный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.
— А что известно непосредственно об Иоанне Крестителе?
— До своего явления людям пророк Иоанн подвизался в пустыне, где вел строгий образ жизни. Он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, не пил вина, питался только диким медом и акридами (родом крупной саранчи, которую традиционно считают пищей аскетов). Когда ему исполнилось тридцать лет, он вышел на проповедь, в которой призывал народ Израиля раскаяться в своих грехах (прежде всего в идолопоклонстве) и креститься в знак покаяния в водах реки Иордан. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
Однако главное, к чему он призывал людей, — быть готовыми к приходу обещанного Богом Мессии. Таким образом, служение Иоанна было подготовкой к встрече Иисуса Христа — именно поэтому его называют Предтечей Господа.
Народ верил пророчествам святого Иоанна, многие поступали по его наказам.
Евангелисты называют Крестителя «гласом вопиющего в пустыне» потому, что он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его стези». Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим говоря о том, что кончилось время его унижения, скоро явится слава Господня, и «всякая плоть увидит спасение Божие» (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником — Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо было устранить как препятствия к приходу Мессии, — это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному собственно призыву: «Покайтесь!» Последний из ветхозаветных пророков, Малахия, повествует, называя Предтечу «Ангелом Господним», готовящим путь Мессии.
Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного. Под этим Царством подразумевается освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце. Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, именуемое Церковью.
— А что говорит Священное Писание об Иисусе Христе на тот момент, когда произошли события Крещения Господня?
— До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали Его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время начать Свое общественное служение. Как сообщает нам Священное Писание, в тот момент когда Иоанн крестил людей в Иордане, туда пришел и Господь. Евангелие называет место где это случилось, Вифаварой (Ин 1:28). Видя Спасителя, Который пришел на реку, Пророк сказал бывшим при нем людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:29). Этими словами он предвозвестил всем присутствовавшим об истинном предназначении Иисуса Христа — пострадать за грехи людей, а также указал на Его Божественную природу и скорое спасение верных.
Когда Спаситель попросил Иоанна крестить Его, Предтеча был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».
Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после этого события за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.
В Евангелиях (от Матфея и Луки) мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Враг рода человеческого три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого духа.
— В чем же основная суть праздника Крещения Господня, или Богоявления?
— Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну трех Лиц Единого Бога и учит прославлять Троицу Единосущную и Нераздельную. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю падшего человеческого естества. Она учит, что спасение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить дары Крещения — для сохранения в чистоте драгоценной душевной одежды, необходимой для нашего спасения.