"Блаженное бремя Поста" | Иссинское благочиние

"Блаженное бремя Поста"

Совсем скоро — 28 ноября, у православных начнется Рождественский пост — время, предшествующее одному из главных христианских праздников, Рождеству Христову. В преддверии поста состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Напомните, пожалуйста, батюшка, основные моменты относительно поста, который нам предстоит. И есть ли у него какие-либо отличительные особенности в этом году.

— Действительно, в этом году Рождественский пост получится длиннее на один день. Произойдет это потому, что день заговения, 27 ноября, — день памяти апостола Филиппа, давший посту второе название — Филиппов, выпадает на среду. Среда, как известно, день и без того постный, и поэтому заговение следует совершать накануне, то есть во вторник. В целом же Рождественский пост длится по новому стилю с 28 ноября по 6 января включительно, то есть продолжается 40 дней. Поэтому на Руси его иногда именуют четыредесятницей по аналогии с Великим постом, хотя, конечно, по строгости пищевого рациона эти посты разительно отличаются.

Стоит сказать, что таким длительным этот пост, известный по историческим источникам начиная с IV века, был не всегда. Первые упоминания о нем встречаются у святителя Амвросия, епископа Медиоланского и у блаженного Августина. И в те времена, изначально, этот пост длился всего семь дней. Таким он поныне остался в армянской апостольской церкви, не воспринявшей позднейшую реформу, которая, кроме того, как в древности, продолжает отмечать Рождество Христово вместе с Богоявлением.

В Византийской же Церкви, традиции которой придерживается и Русская Православная Церковь, в 1166 году, при императоре Мануиле, произошла реформа, когда патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг установил 40-дневный период продолжительности поста — по аналогии с Великим постом, чтобы подчеркнуть величие праздника Рождества Христова и напомнить верующим, что без Рождества Господа нашего Иисуса Христа не произошло бы и Его Воскресения.

Таким образом, основной духовный смысл Рождественского поста — подготовить душу и сердце к светлому празднику Рождества Христова. И в этом тоже прослеживается аналогия с Пасхой и предшествующим ей Великим постом. Кроме того, христианские богословы видят корни 40-дневного периода Филиппова поста в истории Ветхого Завета. Вспомним, что пророк и боговидец Моисей, перед тем, как взойти на гору Откровения и получить десять заповедей Господних, постился 40 дней и 40 ночей. И как он после своего поста получил две каменные скрижали со Словом Божьим, так и мы после нашего поста получаем Само Живое Слово, воплотившееся «нас ради человек и нашего ради спасения». Таким образом, мы готовим себя к приятию Спасителя-Христа.

— В чем отличительные особенности церковных богослужений, совершаемых в дни Рождественского поста?

— Все богослужения Филиппова поста пропитаны тематикой ожидаемого праздника — Рождества Христова. Даже во время служб, совершаемых в будние дни, эта тема сквозит в церковных песнопениях. А один из самых первых и ярких признаков, указывающих нам на приближение Рождества Христова, приходится на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отмечаемый 4 декабря. На первый взгляд, праздник этот не имеет прямого отношения к Рождеству, относится к Богородичным, непосредственно касающимся личности Божией Матери. Но именно в этот день праздничный канон использует стихиру «Христос рождается, славите; Христос с небес, встречайте» — то самое песнопение, которое затем зазвучит в сам праздник Рождества Христова.

— Об особенностях питания в пост говорилось уже не раз. И все-таки напомните, пожалуйста, какие установления существуют в этом плане в дни Рождественского поста.

— Данный пост делится на три периода, установленных по древней традиции. В первый период — от начала поста до 19 декабря, Николина дня, уставом Церкви разрешается вкушение рыбы и елея (то есть постного — растительного, масла) во все дни, кроме понедельника, среды и пятницы. В последующий период — до 1 января, рыба разрешается только по субботам и воскресеньям. Во вторник и четверг рыбные блюда — под запретом, но разрешено постное масло. В понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение. Особо строгие дни поста наступают в третий его период — с 1 по 6 января включительно: во все дни предписано строгое воздержание, а в среду и пятницу, если человек не в состоянии полностью отказаться от пищи, вкушать ее дозволяется лишь единожды в день. Разумеется, желательно сухоядение.

Однако необходимо отметить, что все эти установления — это традиция монашеская, то есть особо строгая. Исторически на Руси она свято почиталась и соблюдалась не только в монастырях, но и большинством мирян. В настоящее же время следует учесть, что не у всех есть возможность соблюдать все эти установления. Поэтому каждому нужно самому понять, насколько он готов к посту, и учитывать это при его соблюдении.

— Но, наверное, не зря говорится, что главное в посте — его духовная составляющая.

— В посте важны все составляющие. Святые отцы в своих поучениях много говорили о пользе и необходимости поста, потому что знали это не понаслышке — сами не просто постились, а использовали пост как образ жизни, как средство борьбы с греховностью. «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ум и отгоняет Духа Святаго», — говорили святые отцы. И действительно, человек, который вечно сыт и даже пресыщен, вряд ли станет много думать о вере и неразрывно связанных с ней нравственных ценностях.

Но, конечно, еще важнее соблюдать пост духовный. По слову Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост — лишь воздержание от пищи, ибо истинный пост — это удаление от зла, воздержание от празднословия, гнева, гордости». Поэтому необходимо «поститься» от зависти, клеветы, прочих греховных наклонностей, разрушающих душу человека.

— Часто можно услышать, как люди, не соблюдая пост в пищевом отношении, объясняют это словами о том, что грех не в том, что входит в уста, а в том, что из них выходит. Насколько оправдана такая точка зрения?

— К сожалению, такая поговорка действительно прочно вошла в обиход многих людей, хотя использовать ее — совершенно неправильно. В Новом Завете есть схожие слова, но в нынешнем их использовании искажается первоначальный смысл. Ведь вдумайтесь: когда человек говорит подобную фразу, он тем самым подразумевает, что уж он-то не грешит своими устами, не произносит ни слов гордыни, ни осуждения. Он исподволь считает себя праведным — не то что остальные. Вот и получается, что из его уст уже слетело то, что недопустимо не только в пост, а и в любое время. Таким образом, данное высказывание — всего лишь оправдание своему бездействию и нежеланию потрудиться духовно.

Однако в духовном делании полезно и знать меру. «Прекрасно быть готовым к посту и быть в подвиге и терпении, — говорит нам преподобный Паисий Святогорец. Однако не стоит ослаблять себя чрезмерным постом и приводить тело в бездеятельность. Нужно смотреть и рассуждать по своей немощи, и каждому мера — его совесть».

Для многих людей пост, когда человек ограничивает себя в пище, очень тяжел даже не в физическом, а в духовном смысле. Постящийся начинает раздражаться, становится гневливым. Таких люди нередко увлекаются контейнерами с едой, которую носят с собой на работу и вообще повсюду, устанавливая сами себе содержимое и дозировку, и в этом видят ценность поста. Но этот их диетический пост становится настоящим искушением и испытанием для окружающих, которые, может быть, и не постятся, но в душе имеют больше теплоты и добра, чем такой «постящийся» индивидуум. Глядя на такого «постника», и другие могут отвратиться от желания поститься. «Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех. Вот и должен убить грех, а не умножить», — говорят по этому поводу отцы Церкви.

Важен и еще один момент. Когда входишь в период поста, нужно жить в этом периоде, а не ждать его окончания. Если же с нетерпением ждешь, когда же пост окончится, может быть, меньшим грехом будет его ослабить.

— Допустимо ли для тех, кто никогда ранее не постился, начинать с небольшого периода, воздерживаясь, как это делают сейчас некоторые, лишь в первые и последние дни поста?

— Такой подход — вовсе не новшество нашего времени, он существовал издавна. Святые отцы всегда советовали входить в пост постепенно. Тем, кто прежде никогда не постился, желательно выдержать хотя бы немного, к примеру, одну неделю. Но это советовали не как постоянное правило, а лишь как начало, пройдя через которое и обретя привычку и навык, следует постепенно увеличивать продолжительность личного поста, пока она не достигнет необходимой по церковному уставу.

Вспоминается притча о том, как некий старец и его ученик путешествовали во время поста, по несколько дней отказывая себе в пище — насколько хватало сил. И вот в пути они остановились на ночлег в одном доме, где их радушно приняли, накрыли стол. Старец искренне поблагодарил добрых людей за гостеприимство и, благословив пищу, без всяких сомнений ел ее вместе с учеником. Затем они продолжили свой путь, и снова несколько дней ничего не вкушали. Когда же ученик взмолился, мол, поели же мы в гостях, старец без всякого упрека и поучений просто ответил: «Да, поели. Но сейчас пост, и ты вполне можешь воздержаться». Эти слова старца помогают понять, что постом надо жить, а не искать поводы отступления. И даже если по какой-то причине такое отступление уже случилось, просто продолжай поститься.