В череде дней Рождественского поста выделяется несколько праздничных, среди которых — 19 декабря, день памяти святителя Николая Чудотворца, или, как его называют в народе, Николин день. Об этом святом и связанных с его почитанием традициях — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Долгая история христианской церкви знает великое множество святых, однако лишь немногие из них удостоились такой всенародной любви и почитания, как святитель Николай. Объясните, пожалуйста, батюшка, с чем это связано.
— Святителя Николая глубоко чтят во всем христианском мире и даже за его пределами. Но для нас, наверное, самое важное то, что этот святой особо почитаем на нашей Российской земле. И во многом — больше, чем где бы то ни было еще. Большинству из наших соотечественников даже сложно представить, что святитель Николай — не русский, никогда не бывал на Руси и не имел к ней никакого отношения. Тем не менее, в простом народе он воспринимается настолько «своим», что у людей не возникает в этом сомнения. Более того, в народном представлении Пресвятая Троица — это Господь, Богородица и либо Иоанн Креститель, либо Николай чудотворец. Практически в каждом русском доме есть икона этого святого. О его особом почитании говорят и общесельские названия: Николушка, Никола Милостивый. Сохранилось немало народных поговорок. «Попроси Николу — и он скажет Спасу», говорили наши предки, не сомневавшиеся в том, что святой не замедлит в помощи в ответ на их молитвы. Обращались к нему не только за помощью, но и за защитой, что отразилось в такой, к примеру, поговорке: «Нет на нас поборника супротив Николы».
Важно отметить, что мнение о святителе Николае, сложившееся на Руси, несколько отличается от греческого. Так, в Греции святой Николай почитается на одном уровне с другим святителем — Спиридоном Тримифунтским. И даже на иконах двух святителей нередко изображают вместе. Причем интересная деталь: там Николай традиционно считается более «строгим» святым, а Спиридон — более милостивым, и, соответственно, к нему люди чаще обращаются с молитвенными просьбами. На Руси же этих святых не сравнивают, но именно Святителя Николая всегда считали особо милостивым и отзывчивым на людские упования и нужды.
— Напомните, пожалуйста, нашим читателям основные вехи жития святителя Николая.
— Этот святой родился во второй половине III века в городе Патары области Ликия в Малой Азии. Теперь это — одна из провинций Турции, и надо отметить интересный момент: местные жители, даже турки-мусульмане, глубоко почитают этого христианского святого, являя о нем благодарную память. Сохранилась даже гробница угодника Божьего, хотя почти разрушенная.
Родителей святого звали Феофан и Нонна. Его же собственное имя — Николай, переводится с греческого как «побеждающий народы».
Хотя будущий святой еще в молодости достиг высоких ступеней в иерархии Православной Церкви, важно отметить, что он в течение всей своей жизни никогда не искал епископских почестей. Епископом в его родном городе был его родной дядя, тоже Николай. Видя глубокое благочестие юноши и его искреннее стремление служить людям и Богу, он рукоположил племянника в священнический сан. Местные жители сразу полюбили молодого пастыря. Он же имел сначала стремление удалиться в один из монастырей, чтобы проводить жизнь в общении с Богом, в уединенной неустанной молитве. Однако во время молитвы, Николай получил откровение — Божий глас с небес возвестил ему, что путь его спасения — не в монастыре, а в служении людям.
В годы гонений на христиан императора Диоклетиана Николай был заключен в темницу за исповедание своей веры, но позже был освобожден. В это время умирает архиепископ Иоанн святитель всей Ликийской области. Чтобы избрать нового предстоятеля, собрался собор отцов-архиереев, однако они долго не могли прийти к единомыслию. Но перст Божий явил себя по-иному: одному из старейших архиереев собора Бог открыл в сновидении, что тот должен прийти в храм на заре, перед утренним богослужением, совершавшимся тогда очень рано, и встать у ворот храма. Туда зайдет молодой священник по имени Николай — ему-то и предначертано стать архиепископом. Старец поведал остальным о знамении, а затем так и поступил. Увидев входящего молодого священника, он обратился к тому с вопросом: «Как имя тебе?», и услышал в ответ: «Николай, раб Бога Всевышнего».
Так Николай стал архиепископом в городе Миры Ликийской земли. Родители его к тому времени уже умерли и оставили сыну богатое наследство. И все свое имущество святитель употребил на благие дела. Много помощи он оказал, будучи архиепископом Мир Ликийских, много сотворил чудес.
Среди прочих в житии описывается случай, когда святой спас от греха некоего отца и трех его дочерей. Человек этот дошел до крайней степени обнищания. Отчаявшись, он вознамерился отдать своих дочерей — юных девиц, которых не надеялся выдать замуж, не имея приданого, на блудные дела, что хоть так заработать на пропитание семьи. Узнав об этом, святитель Николай тайно подбросил в их жилище мешок с золотом, приписав, что это — приданое для одной из дочерей, и прося отца не толкать их на грех, а уповать на Бога. Затем он еще дважды приносил такие же мешки — для двух других дочерей, стараясь делать это тайно. Когда же благодарный отец все же выяснил, кто их благодетель, Николай наказал ему никому не говорить об этом, так как всегда стремился сохранять свои добрые дела в тайне.
Известны случаи, когда святитель Николай спасал невинно осужденных на казнь, взявшись рукой за меч палача и отведя его в сторону. Авторитет святителя в то время был уже столь велик, что никто не смел противиться ему.
Скончался святой в 342 году, 6 декабря по старому стилю, что по новому соответствует 19 числу. Поэтому именно в этот день наша церковь совершает память смерти святого Николая. Погребен он был в соборной церкви города Миры Ликийские, где когда-то совершал свое служение. А через много лет, спасая мощи святого от поругания со стороны мусульман, итальянские купцы похитили их и перенесли в город Бари, где они и находятся поныне. День перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари — 22 мая, также отмечается на Руси как один из дней памяти святого Николая Чудотворца. Кстати, с этим праздником тесно связан бытующий в среде католиков миф о крещении Руси.
— Что это за миф, и какое отношение к нему имеет святитель Николай?
— Миф этот, не имеющий под собой никаких исторических оснований, однако упорно распространяемый католической церковью, гласит о том, что первыми Святую Русь некогда крестили не византийские православные священнослужители, а — еще до того — католики. На резонный вопрос о том, почему же исторические источники об этом не знают, отвечают, что католическое крещение якобы было преподано не всем, а только избранным — знатным и князьям.
Что же касается праздника в честь святого Николая в Бари — в католической Италии, его приводят в качестве «доказательства». В этот день в небольшом итальянском городке ежегодно собирается множество паломников, в том числе — и православных верующих из нашей страны. На их присутствие и ссылаются сторонники мифа, что, по их мнению, является отголоском католичества, якобы существовавшего в Киевской Руси. Но не учитывают главного противоречия такой теории: ведь праздник 22 мая в Западной церкви считается местночтимым и относится только к Бари и его окрестностям, вся католическая церковь его не отмечает, у нас же на Руси это — почитаемый всеми праздник, и это еще раз подтверждает, что католичество тут не при чем. Русский человек относит свое почитание не к итальянскому городу, а к событию перенесения мощей особо близкого нам всем святого — Николая Чудотворца.
— Как известно, в православном календаре есть и другие дни, когда чтится память святителя Николая.
— Да, его память совершается не единожды за год. Так, днем рождения святого традиционно считается 11 августа — особенно этот день почитают среди старообрядцев. А главное, память святителя Николая отмечается каждый четверг, наряду с апостолами.
— Иногда можно прочитать, что в житии Николая Чудотворца встречаются спорные моменты, по поводу которых спорят историки Церкви. Что имеется в виду?
— Есть определенный парадокс в изложении деяний 1-го Вселенского Собора. В церковных трудах содержится упоминание о том, что, находясь там, святитель Николай ударил по щеке Ария, не в силах терпеть ересь, которую тот произносил. Однако большинство историков древней Церкви оспаривают сам факт присутствия святого Николая на 1-ом Вселенском Соборе, хотя событие, о котором идет речь, отражено даже в песнопении акафиста святителю Николаю. Противоречие возникло из-за того, что в означенное время в греческой Церкви были два святителя, носивших имя Николай, и оба — очень почитаемые. По прошествии времени жития их во многом перепутались, вследствие чего и возникают такие парадоксы. Но в целом вехи жизни и духовные подвиги святителя Николая не оспаривались никогда.
— В последнее время в нашей стране все популярнее становится такой рождественский и новогодний персонаж, как Санта-Клаус. Насколько правильно отождествлять его с личностью святого Николая?
— Санта-Клаус и переводится как святой Николай, только на западный манер. Надо учесть, что этот святой издавна входил в число наиболее почитаемых не только на Руси, но и во многих других странах, особенно — в Голландии, где эта тенденция сохранилась до сих пор. И неудивительно, ведь Голландия — морская держава, а святитель Николай издревле считается покровителем мореплавателей, святой, которому молятся об укрощении бури, наводнения, спасении от бедствий, связанных с водой. К тому же Николай стал прообразом Санта-Клауса как святой, известный своими благодеяниями, подарками людям, находящимся в бедности, покровитель детей.
Образ Санта-Клауса, так хорошо известный сейчас, возник сравнительно недавно — в 1822 году, когда преподаватель греческой литературы Колумбийского университета (позже он стал преподавать в Нью-Йоркской семинарии) Клемент Кларк Мур придумал для своих шестерых детей увлекательную сказку в стихах о святом, который приходит под Рождество и дарит подарки. Автор сказки не предполагал, что ее персонаж прочно войдет в христианские традиции Рождества. Но друг Клемента Кларка Мура, не спросив его, отнес сказку в редакцию одной из газет, где ее напечатали, и Санта-Клаус быстро нашел многих почитателей. Сначала это был духовный персонаж, но постепенно обрел и сказочные черты, что нисколько не меняет трепетное отношение к нему со стороны верующих.
Санта-Клаус, то есть — святой Николай, сделался непременным атрибутом Рождества в Европе, тем более что на этот праздник всегда было принято дарить подарки, а святой, считающийся покровителем неимущих, при жизни делал им много подарков, стремясь, чтобы и они могли почувствовать радость праздников. Собственно традиция Рождественских подарков была и в России, а вместе с ней образ святого Николая и у нас органично слился с Рождеством. Но времена сменились, и в советской, богоборческой России упоминание о святом стало невозможным. Более того, в первые послереволюционные годы под запретом была даже елка. Позже традицию наряжать елку возобновили, но уже не как рождественскую, а как новогоднюю. А вместо святого Николая появился полностью сказочный персонаж — Дед Мороз. Но пусть он и очень далек от изначального образа, не будем забывать, что даже и для нынешнего сказочного Деда Мороза, радующего детей подарками, далекий прототип — это великий святой, приносящий духовные дары всякому, обращающемуся к нему.