7 января, православные христиане будут отмечать один из главных духовных праздников — Рождество Христово. В ожидании этого торжества состоялась беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Евангельская история, ставшая основой праздника Рождества Христова, известна практически каждому и вряд ли требует подробного разъяснения. А что еще, кроме событийной канвы, следует знать о нем?
— В этот светлый праздник мы отмечаем именно то, что выражено в самом названии — Рождество, и отражено в Евангелии: рождение в мир Младенца Иисуса Христа. Этот праздник ценен как связь Ветхого и Нового Заветов, как исполнение древнего обетования, которого ждали многие века и тысячелетия. Рождение Спасителя стало важным событием не только для людей, живших в то время, и последующих поколений, но и для всех, живших до того. Ведь ветхозаветные праведники жили с надеждой на Рождество, а после смерти пребывали на лоне Авраамовом также с упованием на то, что в мир явится Спаситель и откроет им Царствие Божие. Недаром этот сюжет — изведение праведников из ада, широко представлен в иконографии. Многие пророчества Ветхого Завета говорят нам о Рождестве. Об этом говорили и великие пророки древности — Даниил, Исайя. Это мы видим и в образе Неопалимой Купины: несгорающий в огне куст символически являет образ Божией Матери, которая носила во чреве Небесный Огонь и не была опаляема. И таких примеров множество. Причем пророчества о Рождении Христа были известны даже у язычников, чему есть подтверждения в Священном Писании.
— Что же это за подтверждения?
— Вспомним хотя бы волхвов, явившихся с востока вслед за звездой. Почему эти волхвы — звездочеты, увидев новую звезду, пустились в такой дальний путь, причем точно знали, куда им идти? Да потому, что они тоже знали о пророчестве из «Книги Чисел»: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля». Жезл — это несомненный символ царской власти, поэтому волхвы и отправились сначала к царю Ироду, надеясь найти Младенца там. Так что и языческий мир был не чужд ожиданиям Рождества Спасителя — вот насколько это всеобъемлющий праздник.
— Если уж мы заговорили о волхвах, напомните, пожалуйста, что за дары принесли они Младенцу Христу и в чем их символическое значение?
— Несомненно, три дара волхвов — золото, ладан и смирна, хотя и были вполне материальными, носили в первую очередь духовный, глубоко символический смысл. И выбраны были не случайно. Волхвы принесли Христу золото — как Царю, ладан — как Богу, а смирну — как Человеку, которому надлежит умереть. Таким образом даже восточные звездочеты предсказали спасительную сущность Христа и все то, что Ему надлежало исполнить всей жизнью.
— В Священном Писании нет указания на точную дату Рождества Христа. Каким же образом она появилась в христианском календаре?
— Относительно точной даты Рождения Спасителя действительно нет единого мнения. Но и сказать, что она выбрана случайно, было бы неверно. Считается, что данное событие произошло зимой, когда даже в Палестине с ее теплым климатом настали холода — вспомним, что животные, находившиеся в пещере, согревали Младенца своим теплом, а пастухи грелись у костра.
Примечательно, что до IV века христиане отмечали Рождество в один день с Богоявлением, то есть Крещением, и только затем оно выделилось в отдельный праздник. А в некоторых восточных Церквах традиция отмечать два этих праздника сохранялась и до VI века.
Дата 25 декабря по старому стилю, что по новому соответствует 7 января, была выбрана отчасти и потому, что в Римской империи в этот день отмечали языческий праздник зимнего солнцеворота. Праздновали его очень торжественно и шумно, сопровождая разнузданными обрядами. И вот в противопоставление языческому разгулу пришел поистине важный по значимости и глубине праздник, миру явился Христос — Солнце Правды.
— В чем особенность праздничных богослужений, посвященных Рождеству?
— Даже в предпраздничных богослужениях, совершаемых задолго до Рождества, а тем более — накануне праздника, излагается его история начиная с Библейского предначала, отраженного в Ветхом Завете. На протяжении веков лучшие гимнографы Церкви писали богослужебные песнопения к этому празднику, составляли каноны и стихиры. Среди них такие известные, как Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, а также единственная женщина-гимнограф монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. С ней связана интересная история. В 821 году сын императора Михаила II Феофил выбирал себе невесту. Для этого во дворец были приглашены лучшие знатные девушки, в их числе и Кассия. Она понравилась Феофилу. Он подошел к ней, подал яблоко и, намекая на грехопадение Евы, спросил: «Не грех ли вошел в мир через женщину?» Она же, взяв яблоко ответила: «Но через женщину пришло в мир и спасение», имея в виду Божию матерь. Феофил остался недоволен дерзким ответом и выбрал себе другую невесту — Кассия показалась ему слишком умной. Но она нисколько не опечалилась и приняла решение посвятить себя Богу. Будучи богатой наследницей, она отдала все имущество на строительство монастыря, где и провела дальнейшую жизнь не только в молитвах, но и в создании прекрасных богослужебных гимнов.
Определенные важнейшие моменты события Рождества вошли в современные богослужения, совершаемые не только в день этого праздника. К примеру, исполняемое церковным хором ангельское песнопение, повторяющее слова, приведенные в Евангелии: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».
— Батюшка, что Вы пожелаете нашим читателям накануне Рождества?
— Хочу поздравить всех с этим эпохальным событием и пожелать благословения Божьего в наступающем новолетии. Хотелось бы, чтобы каждый человек связывал свои надежды не только со своими человеческими помыслами и задумками, но сочетал их с пониманием того, что все происходит по воле Божией, жил бы со знанием, что милость Божия простирается над каждым из нас. И лучшее свидетельство тому — Рождение Младенца Христа, который пришел в мир ради нас и нашего ради спасения.
Расписание предпраздничных и праздничных богослужений в Преображенском храме р.п. Исса:
6 января 2020 года, Сочельник
7.30 — Царские Часы и Божественная Литургия
16.30 — праздничное вечернее богослужение
23.30 — начало Рождественского богослужения.
7 января, Рождество Христово
00.00 — ночная Рождественская Литургия.