Так же, как вскоре после рождения каждого православного человека следует Таинство его крещения, так и вслед за Рождеством Христовым наступает еще один, не менее важный двунадесятый праздник, отмечаемый 19 января — Крещение Господне, или, как его называют по-иному, Богоявление. Накануне этой даты состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма Протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Православным людям хорошо известна евангельская история о том, как Иисус Христос принял водное крещение в водах Иордана — отсюда и название праздника: Крещение. Но, возможно, не все помнят, откуда появилось второе его название Богоявление.
— Ответ на этот вопрос можно найти также в строках Евангелия. Напомню, в них говорится о том, что в момент совершения Крещения Господня, на Христа снизошел Святой Дух в образе голубя, и с небес раздался глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем-Мое благоволение». Таким образом Господь явил Себя в триединстве всех Божественных Ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа.
Хочу остановиться и еще на одном важном моменте: несмотря на то, что праздник Крещения относится к Господским, то есть посвящен в первую очередь личности Христа, нельзя забывать и о еще одном святом, который напрямую связан с данными событиями — святом Иоанне Крестителе. Все мы знаем, что именно от него Иисус принял Крещение в водах реки Иордан. И тем не менее его личность почти всегда отходит на второй план, хотя и связана с Христом неразрывными узами. Вспомним, что евангельское повествование о Крещении Спасителя начинается с рассказа об Иоанне Крестителе, Предтече Господа, и его проповедях. Из Церковного Предания мы знаем, что Пресвятая Богородица и мать Иоанна Предтечи, святая Елизавета, были двоюродными сестрами. Иоанн был всего лишь на полтора года старше Иисуса, и в некоторых моментах его биография сходна с земной жизнью Христа. Так же, как Христос, он странствовал, так же, прежде чем приступить к проповеди, прошел через добровольное уединение в пустыне и строгий длительный пост. Неслучайно Сам Христос назвал Иоанна наибольшим пророком из всех, рожденных женами.
— О проповедях Иоанна Крестителя тоже обычно вспоминают реже, чем о проповедях Христа, да и в Евангелии о них говорится меньше. Что же о них известно и что их отличает?
— Иоанн Креститель проповедовал во многих местах, но одними из важнейших были его проповеди при реке Иордан, которая была местом традиционных религиозных омовений для иудеев, и поэтому уже тогда считалась священной. Основным лейтмотивом всего, что стремился донести до людей Иоанн, было покаяние во грехах. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», — говорил он, отождествляя это Царствие со скорым приходом Иисуса Христа, приготовляя народ к Его принятию и новой жизни с Господом. Предтеча всегда подчеркивал это, постоянно напоминая: «За мной идет Тот, Кто больше меня». И лишь после покаяния призывал к «крещению во оставление грехов».
Важно понимать, что крещение Иоанна и было именно крещением покаяния, в отличие от Таинства Крещения, которое Церковь совершает сейчас — во образ Святой Троицы, в новую вечную жизнь. И все же оно однозначно было прообразом современного Крещения.
— Почему же теперь принято крестить в младенческом возрасте, тогда как Иисус принял Крещение взрослым человеком?
— Действительно, мы знаем, что на момент Крещения Иисус Христос достиг вполне зрелого 30-летнего возраста. И в первые годы христианства частой была практика крестить человека во взрослом, сознательном возрасте. Считалось, что он должен понимать суть Таинства, подготовиться к нему оглашением, пройти некоторый духовный путь. И в этом есть определенный смысл, хотя смерть может настигнуть человека в любом возрасте, в том числе и детском — а тогда такое случалось нередко и человек мог остаться некрещеным. Теперь мы помним об этом, а поскольку младенец не может принимать Таинство Крещения сознательно, оно совершается по вере восприемников, то есть крестных родителей.
Интересно то, что на ранних изображениях события Крещения Господня, Христос предстает часто юным и без бороды. Позднее Его стали изображать традиционно для иконографии, в подобающем возрасте. Но всегда это событие непременно показывалось в двухфигурном варианте, где рядом с Христом присутствует Иоанн Креститель.
Еще одной традицией в древней Церкви было крещение оглашенных, как тогда называли новообращенных, в праздник Крещения Господня. Это происходило и в Великую Субботу — с тем, чтобы люди могли встретить великий праздник Пасхи уже крещенными. Массовые крещения старались приурочить также и ко дню Богоявления — во образ Крещения Самого Христа Спасителя, в подражание Ему. Недаром этот праздник называют «днем просвещения», «праздником Светов», просвещающих душу и дающих ей силы.
Именно Крещение Господне, стало днем первого явления Христа народу Израиля. Не знаю, подразумевал ли это художник Иванов, давая такое название своей знаменитой картине, но оно оказалось необыкновенно точным. И именно с момента Крещения, Богоявления, за Христом последовали его первые ученики — Андрей, не случайно называемый Первозванным, и его брат Симон, получивший затем по слову Спасителя имя Петр. Вслед за ними — Филипп и Нафанаил. Таким образом, открылась новая страница в земной жизни Иисуса Христа — началось Его общественное служение миру.
В двух Евангелиях — от Матфея и от Луки, говорится и о дальнейших событиях жизни Христа — о том, как Он удалился на сорок дней в пустыню, где провел все это время в посте, чтобы подготовиться к служению человечеству. Этот сорокадневный пост, конечно же, напоминает нам о Великом посте. Но нельзя забывать и о том, что пост предписан и в Крещенский сочельник, 18 января. Кстати, если сам праздник Крещения приходится на среду или пятницу, поста в этот день не бывает — ради величия праздничного торжества.
— Для большинства людей, порой даже — далеких от православия, Крещение ассоциируется прежде всего с освящением воды.
— Неудивительно, ведь эта традиция непреложно существует с первых веков христианства и до наших дней, и навсегда останется неотъемлемой чертой праздника. Церковь называет освящение воды в эти дни Великим, и действительно, разве не величайшее событие — когда обычная вода приобретает чудесные свойства.
Напомню, что Великое освящение воды совершается дважды: в Крещенский сочельник, 18 января, и 19-го, в самый день праздника. Традиция освящать воду в сочельник, восходит к древней практике массовых крещений новообращенных, о которой я уже упоминал. Истоком водоосвящения на Богоявление служит другая традиция, рожденная в среде палестинских христиан: они отправлялись на Иордан, на то самое место, где некогда принял Крещение Христос. В подражание им, мы называем следование на Великое освящение воды — «ход на Иордань». В дореволюционной традиции было принято совершать водосвятие 18 января в храме, а 19-го — на открытых водоемах. Но теперь оба Великих освящения чаще проводят в храме.
— Есть ли какая-либо разница между Крещенской водой и той, что была освящена в сочельник?
— Никакой разницы нет. И ту, и другую воду называют Крещенской, она освящается единым чином и имеет одинаковые свойства. Если же говорить о древней традиции, то люди всегда стремились набрать воду и сочельника и праздника. Но не из-за какого-то различия, а потому, что само по себе освящение воды — это благодатный чин, который знаменует присутствие Бога на земле, вместе с нами.
Несомненно, Крещенская вода обладает великой силой. О ее свойствах, приносящих людям физическое и духовное исцеление, можно говорить долго. Скажу лишь, что в древности людей, за тяжкие грехи отлученных от церковных таинств, благословляли причащаться этой водой.
И конечно, Крещенская вода подразумевает благоговейное отношение к ней. Хранить ее нужно в красном углу, рядом с иконами, а если кто-то запасся водой в большом количестве, то в чистом, приятном месте, а не в холодильнике или подполе. И в чистом стеклянном сосуде, а не в пластиковых бутылках из-под каких-либо напитков. Набрать воду можно и в них, но затем — обязательно перелить. И дело не в том, что она испортится — при благоговейном отношении этого никогда не произойдет, а — в самом отношении.
— С Крещением тесно связан и еще один обычай — купание в проруби. Как к этому относится Церковь?
— Это хотя и благочестивая, но всего лишь традиция, а не какой-то священный обряд. Многие из наших предков были уверены, что купание на Крещение смоет все грехи, в том числе — и грех святочных гаданий, которые, к сожалению, были весьма распространены. А праздником Крещения, как известно, оканчивается период Рождественских святок. Конечно же, так думать неправильно. Купание на Богоявление не смывает грехи. Это происходит только в Таинстве личного Крещения, при личной встрече с Богом. И, разумеется, купание не заменяет присутствия на праздничной церковной службе.