"Наука для Души" | Иссинское благочиние

"Наука для Души"

Завершается Масленица, и со 2 марта для православных христиан начнется особое время подготовки к главному празднику Воскресения Христова — Великий пост, который в этом году продлится до 18 апреля включительно. Перед вступлением в этот важный духовный период мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Батюшка, о чем в первую очередь следует подумать православному человеку, желающему правильно соблюдать Великий пост?

— Для начала давайте задумаемся о том, что означает само слово «пост». Для христиан это прежде всего — определенный период предписанного религиозного воздержания от еды, питья и развлечений. Но в целом в русском языке слово «пост» многогранно, имеет различные значения. Так называют, к примеру, занимаемое человеком важное место, высокую должность. Но, если проводить аналогию между жизнью церковной и мирской, для нас, православных людей, ближе другое значение: христианина часто сравнивают с воином, которому тоже нужно стоять на посту. И это сравнение не случайно. Военнослужащий, находясь на посту, несет охрану, и для него важно не зевать, не расслабляться, быть начеку. Все это так же важно и для нас, когда мы становимся на охрану своей души, на борьбу с грехом. И мы в пост должны не расслабляться, руководствоваться предписанными Церковью установлениями, сосредоточиться на поставленной задаче — важнейшем деле спасения души.

— Что для этого нужно делать?

— Человеку, который хочет действительно соблюдать пост, конечно, нужно молиться, посещать храм. И я говорю об этом не потому, что хочу «заманить» прихожан на церковные службы, а потому, что без усиленной молитвы любой пост ниспадет до уровня диеты. Пост, как и молитва — это духовная жертва Богу, и одно не может быть без другого. Поэтому в посту и надо чаще посещать храм, усилить свое молитвенное бдение. Необходимо не только исключить что-то из своего пищевого рациона, как это делается при любой диете, но и добавить нечто в свой духовный рацион. И Церковь предлагает нам, чем это можно сделать: усиленным чтением Псалтири, Нового Завета, земными поклонами, которые совершаются в ходе богослужений. Кто-то может возразить, что земные поклоны можно совершать и во время домашней молитвы. Да, можно. Но недаром существует изречение о том, что одно сказанное в храме «Господи, помилуй» пересиливает целое правило, прочитанное дома.

Насчет земных поклонов сразу оговорюсь: совершать их, конечно, нужно сообразно здоровью. А если кому-то здоровье этого не позволяет, это не причина вовсе не посещать храм. Молитесь так, как можете — никто вас за это не осудит.

Посещение церковных служб нужно нам и для того, чтобы в храме лучше обнаружить свою духовную несостоятельность. Здесь снова уместна аналогия с армейским постом, где нужно уметь вовремя обнаружить врага. Наши же духовные враги — лень, рассеянность ума, памятозлобие, обиды, все то, что противно любви к людям. В мирской суете этих врагов распознать очень тяжело. И чем меньше мы о них вспоминаем, тем больше, легче эти враги действуют. К тому же замечено, что часто постящиеся люди становятся раздражительными — ведь они выпадают из привычного ритма. И очень важно замечать это в себе и стараться искоренять.

— Почему в период поста рекомендуется отказаться от развлечений?

— Это также нужно для того, чтобы пост не превратился в свой светский «двойник» — диету, голодание. А также — для борьбы с духовной и интеллектуальной ленью. От лени душа погружается в два пограничных состояния: либо в какую-либо греховную страсть — «от нечего делать», либо в уныние, что бывает еще тяжелее. Причем, когда человек ленится телом, часто он стремится напитать свой ум обилием различной информации, льющейся на него с телевизионного экрана. А то, что он видит и слышит там, также может привести к унынию. К тому же уму сложно сориентироваться в обилии информации, разобраться в ней без помощи души, которая, как известно, «по природе христианка». Поэтому, готовясь к посту, и нужно составлять два списка — не только «я этого не ем», но и «я этого не смотрю, не слушаю, не читаю…». И если человек будет соблюдать оба эти списка, а не только «ресторанный», он получит пользу и для тела, и для души, и для ума. Ведь уму тоже нужен отдых. О чем только мы не переживаем в повседневной суете! Только о чистоте своей души, к сожалению, думаем мало. Боремся за чистоту окружающей среды, а чистоту внутреннего мира не бережем.

Повторю: пост — явление не пищевое, а всеобъемлющее, и относится он больше не к чреву, а к душе и уму. И ум перестроить под пост намного сложнее, чем желудок, тем более для тех, кому финансы позволяют купить любые продукты по собственному выбору. Такой, может быть, еще и порадуется временным изменениям, возможностью питаться тем, что не успело надоесть. А как перестроить в себе ум? А душу? Диета ума, экология ума, чистота духовной пищи — вот те ступени, которые очень сложно преодолеть. Но именно к этому и надо стремиться.

— Каким же будет итог при правильном подходе к посту?

— Отказавшись от того, что замусоривало его ум, человек сможет вывести себя за пределы обыденной повседневности, греховной жизни. И как следствие появляются другие мысли, он начинает анализировать свою жизнь, думать, что он сделал или не сделал для себя, для своей семьи, близких. И не только близких, но и всех ближних. Вспомнит, как скоротечна жизнь, задумается, как правильно прожить то, что осталось. Пост — это маленькая смерть — для мира, для страстей. Вполне естественно, что никто не хочет умирать добровольно. Но в том и значение поста, что мы добровольно выбираем эту маленькую смерть. Для чего? Для будущего воскресения!

— Есть еще что-то, о чем нужно помнить, чтобы достичь такого результата?

— Нельзя не сказать о распространенном явлении-осуждении постящимися людьми не постящихся. В Небесном Царствии добродетель человека измеряется не пищей и питием, ибо там, как сказано в Новом Завете, «правда, и мир, и радость во Святом Духе». Аскетизм, постничество или его отсутствие, к сожалению, часто являются предметом раздора даже в нормальной христианской общине, среди прихожан. Но они не должны превращаться в таковой! Иногда говорят вроде бы без осуждения, что кто-то не постится из-за болезни, получил на это благословение священника. Но какое вам дело до чужого благословения и до того, что делает или не делает другой человек?! Смотреть надо за собой. «К себе — строгость, к ближнему — милость, Богу — поклонение», — это и есть важнейший принцип настоящего христианского поста.

Пост — явление уникальное даже для современной секулярной культуры. В мире нет и не было ни единой культуры, цивилизации, где восхвалялись бы объедение, лень, праздность — и при этом цивилизация подарила бы миру духовные, культурные свершения. Наоборот: ради достижения высших целей, даже далеких от религиозного восприятия, люди часто себя во многом ограничивали. Эти ограничения сопровождали человеческие цивилизации на пути развития и сделали их великими. Никогда не будет вседозволенности в обществе, где есть стремление к чистоте ума и души. Воздержанный человек — свободен. И это не в политическом, общественном или ином преходящем значении, а свободен от страстей, от греха. Это — бесценный подарок Бога сознательной и разумной личности. А иначе человек — просто раб своих страстей, даже если сам себя таковым не чувствует. И христианство в посту прежде всего напоминает нам обо всем этом — о развитии человека и человечества, которому ничто не должно мешать, а не о диете. Это даже не только христианский, но и общечеловеческий идеал, которому так сложно, но так важно следовать.

Молитва, исполнение добродетелей в период поста —огонь, а все остальное — лампадное масло, средства, которые должны помочь зажечь огонь в сердце человека. И не надо бояться, что у вас что-то не получится. Для того, чтобы поститься не нужно ничего особенного — достаточно вашей решимости делать это. И пусть даже кто-то не до конца проведет этот период в соответствии со всеми предписаниями, но за честность и решимость не лишится духовных наград.