Девятнадцатого апреля православные христиане отмечают самый важный и светлый праздник — Пасху, Воскресение Христово. Это — духовная радость, которую не в силах омрачить никакие житейские невзгоды и сложные обстоятельства. Об этом празднике праздников и торжестве торжеств — наша сегодняшняя беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным. Елена Лаврова.
— Пасха — праздник настолько значимый, что, говоря о нем, сложно охватить все стороны отмечаемых в этот день событий. Сами эти события известны каждому христианину. И все же, батюшка, напомните вкратце историю праздника.
— Пасха, или, правильнее говоря, Воскресение Христово — несомненно, главный праздник церковного года, смысловой центр всего православного календаря, воистину праздник праздников и торжество торжеств. Пасха не принадлежит к числу Двунадесятых праздников. Она стоит над ними, хотя и является началом всего праздничного круга. Значение праздника Воскресения Христова уникально, как и само событие. Своим величием оно поднимается над всей Библейской историей.
На Пасху мы вспоминаем события, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами. Все они подробно рассказывают о днях Страстной Седмицы, страданиях и казни Иисуса Христа, а затем — о Его чудесном Воскресении.
Вспомним: рано утром, после того, как Господь пострадал на Кресте и был погребен, женщины-мироносицы несли ко Гробу уготованные ароматы, чтобы помазать Господа. Ведь Его погребение в пещере Никодимовой проходило очень быстро, в спешке, и апостолы не успели произвести все необходимые по религиозным обрядам действия. Заметим, именно женщины имели смелость пойти к пещере Распятого, на которую власти наложили печать и выставили рядом стражу. Мужчины, апостолы не решились на это. Женщины же говорили между собой: кто отвалит нам от входа большой, тяжелый камень? Однако все это не потребовалось: камень оказался отвален, а во Гробе, когда они зашли туда, нашли только погребальные пелены-Плащаницу. И ангела, который возвестил женам-мироносицам: «… Иисуса ищете Назарянина распятого; Он восстал, Его нет здесь... Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам».
— Почему Петр был назван отдельно от остальных апостолов?
— Потому что ранее, как сказано в Писании, он трижды убоялся и отрекся от Христа, в чем позднее глубоко раскаивался.
Христос же по Воскресении явился — прежде всего Своей Матери, как повествует нам Предание Церкви, затем — Марии Магдалине, после — и другим ученикам и последователям. И тем самым показал им и всем нам, что все обетования исполнились: Христос воскрес и совершил дело искупления рода человеческого. В этом — смысл всего христианства, всей нашей жизни. Без этого нам верить не во что. Как говорил апостол Павел: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».
— Известно, что Пасха — праздник переходящий, то есть дата его меняется год от года. Каким образом она определяется?
— Дата празднования Воскресения Христова зависит от лунно-солнечного календаря. И конечно, день Пасхи устанавливается не случайно. Для нас очень важны некоторые принципы богослужебного года, о которых мы отступить не можем. Существует специальный термин «пасхалия» — это система расчета даты православной Пасхи. Но самым важным считается постановление I Вселенского собора, который состоялся в 325 году в городе Никея. Согласно этому постановлению, праздник отмечается в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Но есть и еще одно условие: это правило действует только в том случае, если указанный день приходится после дня празднования еврейской Пасхи. В ином случае дата православной Пасхи переносится на первое воскресенье после еврейской Пасхи.
— Почему невозможно праздновать христианскую Пасху вместе с иудейской?
— Самое главное — у нас разное понятие о Христе, как и о сути данного праздника. Мы празднуем Воскресение Христово, а Христос для нас — центральная фигура нашей веры, Бог и Сын Божий, одна из ипостасей Святой Троицы и наш Спаситель. Иудеи же не приняли Христа, не признали Его долгожданным Мессией. И отмечают они Ветхозаветную Пасху, несущую совсем другой смысл. Это — праздник освобождения иудеев из египетского рабства. Для нас, христиан, события Ветхозаветной Пасхи воспринимаются еще и как прообраз освобождения от рабства греху.
Само еврейское слово «Пасха», точнее, «Песах», переводится как «прохождение мимо», «прехождение», «избавление». Египетский фараон, который никак не хотел освободить иудеев от унизительного рабства, был наказан Господом десятью казнями египетскими. И самым страшным наказанием стала смерть первенца в каждой семье, начиная от фараона и до последнего жителя Египта. Только евреи были избавлены от этой страшной участи, а для того, чтобы быть узнанными ангелом Божиим, Господь повелел каждому из них заклать однолетнего агнца, приготовить его с пресным хлебом и горькими травами, вкушать трапезу в дорожной одежде, будучи готовыми к выходу из Египта. А кровью агнца помазать косяки дверей своих жилищ. Для нас это тоже — прообраз крови Христа, пролитой за людей. И ангел Божий, видя этот знак, проходил мимо и избавлял дом от потери первенца, что также можно рассматривать как прообраз будущего избавления людей от власти смерти.
— Но если речь идет, по сути, о совершенно разных праздниках, почему и мы называем Воскресение Христово тем же самым словом — Пасха?
— Все события, которые мы вспоминаем в этот день, произошли накануне еврейской Пасхи, а само Воскресение Христово — в ночь на этот иудейский праздник. Поэтому, хотя мы никогда не празднуем Пасху вместе с еврейской, взаимосвязь сохранилась, и многие события Ветхозаветной Пасхи стали, как я уже говорил, прообразами событий, связанных с Христом и принесенным Им в мир спасением. Поэтому сохранилось и название.
— Давно ли христиане начали отмечать праздник Пасхи?
— Этот праздник получил распространение сразу после события Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов. Уже с того времени ученики Христа, а затем и все христиане начали совершать богослужения, известные нам как Литургия, которые по своей сути — символ жертвенности Христа, символ Пасхи.
Первые христиане отмечали Пасху каждую неделю: в пятницу и субботу скорбели и постились, а в воскресенье радовались, прославляя Христа Воскресшего. Во II веке этот праздник становится уже не еженедельным, а ежегодным, и общеупотребительным во всех христианских Церквях. Особую роль в создании благоговейного отношения к празднику Пасхи принадлежит Византийскому императору Константину Великому. Именно он, созвав I Вселенский собор, предложил упорядочить, унифицировать дату Пасхи. Ведь до того многие Церкви отмечали праздник в разные периоды. Заслуга Константина Великого в том, что Пасха перестала делиться, стала единой и общей для всех христиан.
— Многие, бывая на Пасхальном богослужении, отмечают, что оно очень отличается от проводимых в другие, даже праздничные дни.
— И это действительно так. Непременная составляющая Пасхального богослужения — Крестный ход, когда все мы, его участники, уподобляемся женам-мироносицам, идущим ко Гробу Господню, чтобы найти его пустым и впервые услышать благую весть: Христос воскрес!
В крупных кафедральных соборах богослужение на Пасху совершается на разных языках — в знак того, что Своим Воскресением Христос освободил все народы от греха, проклятия и смерти.
Начиная с Пасхального богослужения и в течение всей Светлой седмицы, остаются открытыми Царские Врата — как символ того, что Царствие Небесное навсегда открыто для всех.
Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и слышат в ответ: «Воистину воскресе!» Традиция эта пошла с апостольских времен. Апостол Павел говорил: «Приветствуйте друг друга с целованием святым». Причем другие праздники наступают — и проходят, а с Воскресением Христовым верующие поздравляют друг друга начиная с Пасхальной ночи и в течение сорока дней — до отдания праздника.
Конечно, на Пасху всех ждет торжественная трапеза, особенно радостная для тех, кто постился. И угощения в этот день — тоже особенные, которых не встретишь на столах в другие дни: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
— Как праздник Пасхи отражен в православной иконографии?
— Очень часто и в храмах, и в домах у верующих людей можно увидеть иконы, на которых принято изображать Христа, стоящего с Крестом в руках, на фоне порушенной гробницы, а сзади Него — ангела, возвещающего о Воскресении. Строго говоря, это не каноническое изображение. Ведь Воскресения Христова никто не видел. Когда жены-мироносицы пришли ко Гробу, то застали уже пустую пещеру. Но людям хочется испытать сопричастность к радости этого великого момента, поэтому иконы с таким сюжетом особенно любимы.
Более правильной в каноническом понимании является другая икона — Сошествие во ад, на которой Воскресший Христос протягивает руку Адаму, а с другой стороны к Нему тянется праматерь Ева с мольбой и радостью во взгляде. И эта радость — оттого, что наконец исполнилось пророчество- избавления, которого они так долго ждали.
— Светлую Пасхальную неделю иногда называют Звонильной — откуда такое название?
— От традиции славить и приветствовать Воскресшего Христа голосом колоколов. Причем в эту неделю любой человек может подняться на колокольню и позвонить в колокол, независимо от умения. В наши дни эта традиция сохранилась больше в городах, но в любом православном храме, где есть звонница, никому не запрещается таким образом выразить пасхальную радость и ликование о Господе Воскресшем.
— Батюшка, что Вы пожелаете нашим православным читателям в этот главный для нас праздник?
— Хочется поздравить всех с Воскресением Христовым и пожелать самого главного — чтобы и в светлые Пасхальные дни, и в дальнейшем, Господь укрепил в нас веру. Христос Своей жизнью показал нам образец высокой веры и порядочности по отношению к ближним, и их не могли поколебать ни предательство, ни беды и различные перипетии. Поэтому так важно, чтобы люди имели больше веры и знали, что без воли Божией ничего с нами не случится, а Воскресший Христос дарует нам Свою милость и пошлет Свою помощь