Праздник Вознесения Господня в этом году православные христиане будут отмечать 28 мая. Об этом предстоящем нам торжестве — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным. Елена Лаврова.
Напомните, пожалуйста, батюшка, что это за праздник и откуда мы знаем об отмечаемых в этот день событиях.
Праздник Вознесения отмечается на 40-й день после Пасхи и имеет статус Двунадесятого. О событии, отмечаемом в этот день, мы знаем непосредственно из Нового Завета. В Евангелии от Марка о нем вкратце упоминается, в Евангелии от Луки — рассказывается подробно, со многими деталями. Но наиболее полно о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа повествует книга «Деяния святых апостолов». Для тех, кому хочется глубже узнать об этом событии, интересно сравнить эти источники: если в Евангелии говорится о самом моменте Вознесения, то в Деяниях апостолов раскрывается сакральность апостольского служения, а также приводятся обращенные к ученикам слова Христа: «Вы приимете силу, когда найдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли». И после этого Господь стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Этими словами Спаситель не только благословил апостолов на служение, но и предрек, что Церковь Христова распространится по всему миру. И это пророчество нашло свое отражение в тексте тропаря Вознесения Господня. В передаче современным русским языком он звучит так: «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, и ученики исполнились радости, потому что Ты обещал им послать Святого Духа и утвердил в том, что Ты Сын Божий». То есть, как видим, это богослужебное песнопение повествует нам не только о событии самого праздника, но и о последующем за ним дне Пятидесятницы.
Почему в тропарь Вознесения включили слова и о празднике, который будет отмечаться только через десять дней после него?
Это обусловлено исторически. Изначально праздник Вознесения праздновался в канве Пятидесятницы. Традиция его отдельного, самостоятельного празднования появилась только в конце IV века. А первое упоминание о нем можно найти в Апостольских постановлениях, датируемых 380 годом.
Эти новозаветные события перекликаются между собой, как, впрочем, и многие другие. Интересен тот факт, что Христос предупреждал о Вознесении еще задолго до Своего распятия. По сути, Он говорит об этом на протяжении всего Евангелия, причем не только Своим ученикам и последователям, но и тем, кто оказался в стане врагов. Так, накануне распятия Иисус сказал первосвященнику Каиафе — тому, кто судил Христа, что «Сын Человеческий сядет одесную Силы Божией». Конечно, ученики не до конца представляли себе, о чем говорит Христос, но все же были предупреждены, знали о грядущем событии. И оно случилось: Христос исполнил то, о чем говорил — вознесся на небо.
Этот момент — один из тех, на которые часто указывают неверующие люди, оспаривая истинность Священного Писания. И среди аргументов звучит, что современные люди исследовали все небо, включая космическое пространство, но нигде не «встретили» Бога. Что можно на это ответить?
— Разумеется, под небом мы, христиане, понимаем не окружающую нас атмосферу и не космос. Это совсем не то, что мы видим над землей. Небо для христианина — невидимый, однако реально существующий духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором совершенно невозможно рассказать что-либо человеческим языком. Не случайно апостол Павел в своем Послании к коринфянам сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человека то, что приготовил Бог любящим Его».
В чем наибольшая значимость события Вознесения Христова?
Один из важнейших постулатов, догматических истин христианской веры — то, что Христос является одновременно и Богом, и Человеком, и как Человек Он во всем подобен нам, кроме греха. И в Вознесении Господь раскрывает нам Себя и как Человек, и как Бог. В небесном мире Христос как Бог был всегда, но как Человек вошел туда в день Вознесения. И учение Церкви повествует, что с тех пор Он пребывает на небесах вместе со Своим человеческим телом и душой. И тем самым Господь вознес человечество на небо, к Своему Отцу.
Святые отцы считают, что это такое же тело, какое Господь некогда дал Адаму. Но Адам не сумел остаться без греха, не смог полностью подчиниться воле Божией. А Христос всецело подчинил Свою волю совершенного Человека воле Небесного Отца и прожил земную жизнь свято и безгрешно. Таким образом, Он искупил грех Адама и дал нам возможность взойти на такую высоту, на которую вознесся Он.
Парадокс в том, что вознесшись на небо, Христос стал для нас всех еще ближе, чем до Вознесения. Ведь при земной жизни Господа, круг общения был ограничен Его последователями, а с момента Вознесения мы ощущаем присутствие Христа в любой точке пространства. Всеобъемлемость проникновения Христа в мир людей выражена в высказывании апостола Павла в Послании к фессалоникийцам, состоящем всего из двух слов: «Господь близко». А святитель Николай Сербский уподобил Христа ласточке, летящей впереди стаи — так и Господь, вознесшись на небо, проложил путь нам.
Каковы отличительные особенности иконографии Вознесения?
В иконографии праздника Вознесения есть два очень любопытных момента. Во-первых, Богородица на этих иконах изображается с воздетыми вверх руками. Такое изображение называют "Богородица Оранта», что переводится с греческого как «молящаяся». Второй момент появился в более поздней иконографии, когда на иконах Вознесения стали изображать отпечаток стопы вознесшегося Христа.
Говорится ли в церковной традиции что-либо о том, почему местом Вознесения Христа стала именно Елеонская гора в Иерусалиме?
Конечно, Елеонская, или по-другому — Масличная гора издревле имела особое значение и была выбрана Христом не случайно. Об этой горе говорится еще в Ветхом Завете, в Книге пророка Захарии — одного из двенадцати малых пророков. И говорил он об этой горе в глубоко сакраментальном значении: «Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа израильского и воцарится над всей землей». Здесь важно отметить, что христианская богословская традиция видит в этих словах символ торжества Христа и основанной Им Церкви, а израильский народ назван как богоносный, поэтому его противники, которые будут уничтожены — это и противники Божии. Пророк Захария подводит своеобразный итог земного существования человека, утверждая истину, что Господь восторжествует, и основанная Им Церковь будет торжествовать.
И об этом спасительном утверждении всемогущества Божьего, очень полезно и духовно успокоительно знать нам сегодняшним, живущим в нелегкое время неопределенности и ослабления христианского духа. Помнить, что верующий человек не должен унывать, несмотря ни на что, ни на какие обстоятельства и бедствия, потому что мы, люди, всегда будем с Богом.