Один из важнейших православных праздников — день Святой Троицы, отмечается в этом году в воскресенье, 7 июня. О празднике Троицы читателям нашей газеты рассказал благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.
Елена Лаврова.
— Наступающий праздник называют по-разному: и Троицей, и Пятидесятницей. Почему так вышло?
— На самом деле названий у этого праздника не два, а больше, что говорит о его многогранности. Основное название — день Святой Троицы, или, как сложилось в народе — просто Троица. Не менее часто называют его и Пятидесятницей. А еще этот день известен как Сошествие Святого Духа на апостолов, и в этом названии раскрывается суть праздника. А для того, чтобы ее понять, начать следует с Ветхого Завета. Ведь в ветхозаветном Израиле он существовал как праздник урожая, в этот день плоды первого урожая приносились как жертва Богу. Затем на протяжении веков значение менялось. Потому что именно на пятидесятый день исхода из Египта, а происходило это во второй половине Х века до нашей эры, Господь заключил Завет с Моисеем, а через него — со всем израильским народом, даровав десять заповедей Закона Божьего. И поэтому со временем праздник стал восприниматься как день рождения ветхозаветного духовного сообщества — прообраза будущей Церкви Христовой. Таким образом, значение праздника не просто менялось, но и вместо практического приобретало духовное осмысление.
Название Пятидесятница тоже неоднозначно. Во-первых, уже ветхозаветный праздник отмечался на пятидесятый день после иудейской Пасхи. А во-вторых, название имеет и чисто хронологический смысл: Святой Дух сошел на апостолов именно на пятидесятый день после Воскресения Христова, то есть христианской Пасхи, что тоже свидетельствует о ветхозаветных истоках, неразрывной связи Ветхого и Нового заветов.
— Что же сближает эти два праздника?
— Как когда-то праздник знаменовал собой Завет Господа с богоизбранным народом, так после Воскресения Христова Пятидесятница стала праздником уже Нового Завета Господа с людьми.
Эта связь ярко отражается в одном из сюжетов иконы праздника Троицы. Очень часто на храмовой иконе в этот день мы видим сюжет «Явление Святой Троицы Аврааму», или по-иному — «Гостеприимство Авраама», хотя изображенное событие никак не связано с тем, что мы празднуем в этот день. Еще чаще на таких иконах изображают отдельно трех странников-ангелов, без Авраама. И такая икона в храме в день Троицы тоже канонична.
— Если внимательно прочесть Новый Завет, кроме рассказа о событиях Пятидесятницы там есть и другие упоминания о том, как Христос передает Своим ученикам благодать Святого Духа. Как эти евангельские эпизоды соотносятся между собой?
— Это действительно интересный богословский момент. Евангелие повествует, что в первый вечер после Пасхи Господь явился Своим ученикам в уединенном доме, удаленном от людей, и сказал им простые слова: «Мир вам, примите Духа Святого».
Встает вопрос: когда же Христос передал Его Своим ученикам — стазу после Воскресения или в день Пятидесятницы? Об этом задумывались многие богословы Христианской Церкви. И святые отцы говорят, что эти два явления, два обетования о Святом Духе, свидетельствуют о двух моментах христианской жизни — не только жизни апостолов, но и нашей с вами. Первое явление Господа ученикам, когда было дано обетование Святого Духа, говорит о даре для всей Вселенской Церкви. И этот дар выражается в истинных и спасительных Таинствах Церкви, которые даруются вне зависимости от достоинства или недостоинства, если человек приступает к ним с верой и надеждой, освящают его и спасают. И это подтверждают дальнейшие слова Христа: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Христос всеобъемлюще раскрыл нам подтверждение, что все, что совершается в Таинствах Церкви, во всех ее символах, священнодействиях и дарах — истинно, и неизменно, и спасительно.
Как говорил преподобный Серафим Саровский, даже если человек сознательно отрекается от спасительных даров Церкви, дар этот все равно непреложен до конца человеческой жизни. Господь не забирает назад Своих даров, Он все равно ждет покаяния человека, обращения и остается с человеком до конца жизни.
Что же касается второго момента — сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, так называемое «явление огненных языков» — это как бы первый вдох Божественной жизни для каждого человека и для всего человечества. Здесь для верной трактовки нам нужно вспомнить видение пророка Иезекииля, где дыханием Святого Духа мертвым костям, лежащим на поле, сообщается новая жизнь. Кости оживают в этом видении, и все человечество тоже оживает, то есть речь идет о Страшном Суде. Это дает понимание: человечество было мертво грехопадением Адама, а теперь сошествием Святого Духа ожило, теперь — дышит Его дыханием через Церковь. Пост, молитва, праздники — это то, чем дышит человек, это те кровеносные сосуды, через которые в человека, в его душу поступает божественное дыхание Вечной Жизни. И мы можем жить по-настоящему постольку, поскольку причастны жизни Церкви, и будем жить, пока Церковь существует.
Таким образом, Дух Святой преобразовал учеников Христовых — и нас всех как Его духовных учеников, для новой вечной жизни. Ранее апостолы не выходили наружу, были всегда объединены внутри своей небольшой общины. А Дух Святой сделал их — и нас — сильными, наполнил бесстрашием, и свой благодатный дар они могли передавать всякому уверовавшему и крестившемуся. И этот дар до сих пор передается и будет передаваться, пока существует наш мир. Сошествием Святого Духа было завершено творение нового человека. Мы стали живыми, потому что Христос — Бог не мертвых, а живых.
Как видим, праздник Троицы связан напрямую с шестым днем творения, когда созданному человеку был дарован закон жизни, закон свободы, закон любви. Но люди не соблюли эти заповеди Божии. А новый человек, наоборот, эти дары обнаружил в своих способностях, в разуме, в своих познаниях Бога. И если прежние люди, познав Бога, нарушили заповедь, то новые стараются стать учениками Христа. И Бог в ответ обнимает их Своей любовью и позволяет им изливать эту любовь на ближних. Святой Дух стал для всех людей источником новой и вечной жизни, если человек к этому стремится. И это — самый лучший дар, который Воскресший Христос преподнес всем людям, и не только верующим в Него.
— Что отличает богослужение праздника Троицы?
— Богослужение основывается на тех догматических моментах, о которых мы говорили, и Церковь особо подчеркивает это в чине Великой Вечерни, которая служится в день Святой Троицы сразу после праздничной Литургии. Как видно по названию, изначально она служилась вечером, но теперь обычно совершается сразу вслед за праздничной службой, чтобы больше прихожан смогли посетить и Вечерню. На службе поются стихиры о сошествии Святого Духа и Его животворящих дарах. Священник читает три особых молитвы: первую — о Церкви, о ее спасительном для всех существовании, вторую — о спасении всех молящихся и третью — об упокоении душ всех усопших, в том числе «во аде держимых».В народе даже существует поверие, что в день Троицкой родительской субботы, церковной молитвой можно умилостивить участь самоубиенных. Хотя это идет в разрез с христианской традицией, но прочно закрепилось в народном сознании. Конечно, ни в этот, ни в другой день в храме не молятся за самоубийц, но сделать это в домашней молитве не возбраняется близким родственникам.
Во время трех упомянутых молитв верующие стараются стоять на коленях, молитвы так и называют — коленопреклонными (коленопоклонными). И именно этими молитвами завершается послепасхальный период — от Пасхи до Троицы, когда в храме не совершаются земные поклоны.
Богослужение праздника Троицы традиционно предполагает украшение храма зеленью.
— Чем обусловлена такая традиция?
— Деревья напоминают нам, ко всему прочему, о Мамврийской дубраве, где до сих пор сохранился дуб, под которым Господь в виде Святой Троицы явился Аврааму.
Еще одна причина опять же восходит к ветхозаветным корням Пятидесятницы. Как повествует предание, в это время года Синайская гора Заповедей была вся покрыта распустившимися цветами и травами.
— Кроме икон с изображением ветхозаветной Троицы, о которых Вы упомянули, существуют и другие, где непосредственно отражено событие праздника.
— Да, и эта сторона иконографии также имеет свои интересные особенности. На иконе праздника Сошествия Святого Духа, изображается апостол Павел, хотя вот что интересно: его в этот момент не было с учениками Христа. Он даже не был еще апостолом. Но на иконах Павел традиционно изображается, и это не случайно. Тем самым подчеркивается, что Дух Святой дается не конкретным людям, присутствовавшим в Сионской горнице, а всем верующим.
— На что еще стоило бы обратить внимание, говоря о событии сошествия Святого Духа на апостолов, каким мы его знаем из Священного Писания?
— Один из интересных моментов подчеркивается в кондаке праздника. Там проводится параллель с историей Вавилонского столпотворения, когда «сошел Господь и смешал языки». Конечно, под языками имеются в виду понятия, то есть они стали разными у разных людей, из-за этого люди перестали понимать друг друга. И этим Господь разделил народы за грех гордыни и богохульства, рассеял людей. Когда же Он раздал огненные языки — на этот раз в виде языков сошел Святой Дух, Господь призвал всех к единению. И мы, соединившись, согласно славим Святого Духа. В день Пятидесятницы Господь собирает нас — людей думающих, трудящихся над своим спасением. И делает Он это для того, чтобы потом ввести нас в Царствие Божие.
Таким образом, этот кондак глубокомысленно повествует нам о священной истории начиная с Ветхого Завета и до дня Пятидесятницы, в которой красной нитью проходит соединение двух эпох.
А в качестве итога всего сказанного, мне хотелось бы привести слова митрополита Антония Сурожского: «Будем трудиться над тем, чтобы Святой Дух сошел на нас не напрасно».