Одиннадцатого июня православные христиане празднуют день памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского. Этот святой, прославленный Церковью сравнительно недавно, успел стать почитаемым и любимым небесным заступником для многих верующих. О том, почему так произошло — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Напомните, пожалуйста, батюшка, нашим читателям основные вехи жития святителя Луки.
— Жизнь этого человека незаурядна, как и он сам. И памятна нашим современникам не только из написанного жития. Ведь святитель Лука ценен не только как святой, но и как талантливейший врач, и многие из тех, кого он лечил, чьи жизни спасал, живы и сейчас. Уже будучи архиереем, святитель продолжал читать лекции студентам-медикам, и его бывшие ученики практикуют как врачи до сих пор. А написанные им медицинские труды и ныне ценны и актуальны.
Святитель Лука, в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 9 мая 1877 года в Керчи, в дворянской семье польского происхождения. В юности он мечтал стать художником, готовился к этой профессии, поэтому все были удивлены его внезапным решением подать документы на медицинский факультет. Сам же будущий святитель объяснил это просто: он счел, что не может заниматься тем, что ему нравится, а должен заниматься тем, что полезно для страдающих людей. В таком решении проступает уникальность этого человека. В творениях святых отцов мы часто читаем о том, что следует стремиться жить так, чтобы уподобиться Богу, брать пример со святых. Войно-Ясенецкий не говорил громких слов, он просто решил помогать людям. Доброта и чистота его сердца уже тогда позволили ему поступить как святому. И в дальнейшем через его жизнь красной нитью проходит та святость, которая познается в делах, вершимых им по воле сердца.
После окончания университета у Валентина Феликсовича была возможность заняться наукой, ведь он уже тогда был прекрасным анатомистом, в чем помогали и прежние художественные навыки. Но он снова выбрал не престижный и не прибыльный, но более нужный людям путь — стал земским врачом, как тогда говорили, «мужицким доктором». Его основной стезей стала хирургия, в которой он также преуспел. В том числе, делал сложные операции на глазах. Порой в земской больнице не хватало мест, и доктор приводил больных к себе домой, где обустроил палату. Он их лечил, а его мать — кормила. Разве это не поступок святого человека?! Он конечно не уходил в пустыню, не изнурял себя постами, но посвятил всего себя помощи страждущим, вся его медицинская деятельность была направлена на служение людям, и в этом — его уникальность.
Доктор Войно-Ясенецкий обладал невероятной работоспособностью. Практически в одиночку он делал по тысяче операций в год. Большой вклад внес в совершенствование анестезии, получив за это степень доктора медицины. Позже сделал многое для развития гнойной хирургии, отцом которой его называли.
— Как же получилось, что врач, чье время было постоянно занято медицинскими исследованиями и лечением больных, стал еще и священнослужителем?
— Изначально Валентин Феликсович не помышлял о священстве. Он был женат, имел четверых детей. Но в 1919 году жена умерла от чахотки, как тогда называли легочную форму туберкулеза. Вступать в повторный брак Войно-Ясенецкий не захотел. Для него открылся новый путь. В 1921 году, он принимает священнический сан, а через два года — и монашеский постриг с именем Лука, а вскоре был тайно рукоположен в епископа. И это — в самые богоборческие годы, когда люди боялись упоминать в анкете отца или деда священника. А святитель Лука, отбросив всякий страх, стал живым знаменем своего пастырского служения. В больнице он всегда появлялся в священническом облачении — в рясе, с крестом на груди, чем часто приводил в недоумение и страх ассистентов и медперсонал. Так же одевался и на совещаниях врачей, и на лекциях перед студентами.
Впрочем, был в его жизни короткий период, когда святитель Лука хотел оставить священническое служение, попросил уволить его на покой. Это было в 1927 году, когда Войно-Ясенецкий решил основать клинику гнойной хирургии и планировал посвятить этому все свое время без остатка. Ему казалось, что на этой стезе он нужнее, но очень скоро этот мудрый человек понял, что совершил ошибку, о которой горько пожалел. Как он сам признавался впоследствии, врач почувствовал, что Господь перестал управлять скальпелем в его руках, Божья благодать оставила хирурга, операции все чаще проходили неудачно. Это помогло святителю Луке осознать, что нужно служить так, как сказал Христос: «Кесарево — кесарю, Божие — Богу». И впоследствии, до конца жизни, святитель всегда совмещал церковное служение с работой в больнице. И Господь настолько благословил руку хирурга, что чувствительность его пальцев доходила до невероятного. Он мог, демонстрируя это по просьбе коллег, прорезать скальпелем определенное количество листов тончайшей бумаги, сложенной стопкой — ровно столько, сколько ему говорили. Воистину — врач по призванию и по повелению Божию.
Отличался он и умением смело и мудро отстаивать свои убеждения. К примеру, известен случай, когда начальник Ташкентского ЧК принялся с издевкой спрашивать, видел ли он Бога. «Да, не видел, — спокойно ответил святитель. — Но, много раз делая операции на мозге, вскрывая черепную коробку, я ни разу не видел и ума». Такой ответ заставил высокопоставленного чекиста не только замолчать, но и задуматься.
— Однако, как известно, не всегда, к сожалению, идейные противники из числа «воинствующих атеистов» сдавались — святителю Луке, как и многим священнослужителям в те годы, пришлось пройти и через аресты и тюрьмы.
— Жизнь святителя складывалась противоречиво: была и Сталинская премия за его знаменитые «Очерки гнойной хирургии», и одиннадцать лет, проведенных в тюрьмах и ссылках. Но эти испытания не озлобили святителя Луку. Так, когда ему вручали медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» — а за все военные годы он, будучи начальником эвакогоспиталя в Красноярске, буквально возвратил к жизни и спас от инвалидности многих солдат и офицеров, в ответной речи святитель Лука посетовал только об одном: сколько еще людей мог бы он спасти, если бы не те одиннадцать лет, вырванных из его жизни.
Между тем уже в 1942 году он стал архиепископом. Как врач святитель Лука всегда был необыкновенно добр и терпелив к своим пациентам. Но как архипастырь, руководивший Симферопольской епархией, был строгим и требовательным, некоторых нерадивых священников даже лишал сана. Сам же оставался скромным, умел признавать свои ошибки. Так, вспоминают, что один пожилой прихожанин обиделся на святителя, причем без основания, неправильно истолковав его поведение. И Лука несколько раз приходил к тому домой и просил прощения, пока не получил его.
В 1956 году, за пять лет до смерти, святитель полностью ослеп. Но и тогда продолжал служить Богу и принимать больных, молясь за них, и его благодатные молитвы творили чудеса.
Скончался святитель Лука 11 июня 1961 года, в воскресенье, в день всех святых в земле Российской просиявших. 22 ноября 1995 года его мощи были обретены и освидетельствованы, и тогда же Украинская Православная Церковь причислила его к лику местночтимых святых. А в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Лука был прославлен и для общецерковного почитания как священноисповедник.
— Насколько известно, в нашем Иссинском храме есть не только икона святителя Луки, но и частицы его гроба. Как эта святыня появилась в Иссе?
— Я привез ее с собой с прежнего места служения. У меня же эта святыня появилась, можно сказать, чудесным образом. Это был 1997 или 1998 год. Я тогда учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре и нес послушание певчего и пономаря в семинарском храме, ризничим в котором был очень достойный человек — иеромонах (ныне архимандрит) Михаил. И вот однажды за чаем он подает мне небольшой плотный конверт, сложенный из тетрадного листа. Внутри я нашел крупные древесные стружки. Это и были частицы гроба святителя Луки. Этот необыкновенный подарок я трепетно хранил, а позже, став священником, заказал икону святого Луки и мощевик, куда поместил святыню. Приехав в Иссу, я взял их с собой. Таким образом, по воле Божией и по воле святителя Луки, мое личное чудо переросло в чудо для всех Иссинских прихожан. И сегодня у нас есть возможность приложиться к святыне и попросить помощи, исцеления телесного и духовного, у святителя Луки. Человека, который делил себя между двумя призваниями — врача, чьей исцеляющей рукой водил Бог, и пастыря, врачующего души. И при этом он всегда оставался христианином огромной силы воли, честности и безбоязненной веры. Ученым — и в то же время святым. Такое благодатное соединение присуще людям уникальным. Таким он и был. За это мы его и почитаем.