Череда православных праздников, именуемых Спасами, завершится 28 августа, когда мы отмечаем Успение Пресвятой Богородицы. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Многие люди задаются вопросом: а почему Успение, то есть день смерти Божией Матери — праздник?
— Это действительно может показаться странным. Если взять аналогию с событиями, предшествующими смерти Христа — Страстной седмицей, они навевают на нас скорбь, мы с нетерпением ждем Пасхи. А здесь — праздник, радостное торжество, окончание поста. Понятно, что это вызывает вопросы. Ведь для нас, остающихся на земле, смерть — это горькая, болезненная разлука с близким, любимым человеком. Если говорить о собственной смерти, это — момент, когда вся полнота земной жизни, все наши планы утрачивают актуальность. Но при всем при том христианин понимает, что настоящую полноту жизни мы можем обрести только в Боге. Это понимали святые, которые никогда не колебались, когда приходил день расставания их души с телом, потому что главным итогом для них было поклонение души Богу, Свету вечной жизни. И ожидание вердикта, который Господь определит для них. Ожидание с надеждой, которая выражена в словах: «Господи, Тебя единого я искал в течение всей моей жизни!» При таком понимании- смерть это торжественная, величественная встреча живой души с живым Богом. Поэтому и Успение — радостное событие, праздник. И посвящен он не только самому событию Успения Пресвятой Богородицы, но и отражает христианское отношение к смерти. Смерть — это не конец нашей жизни. Усопший на время оставляет мир с надеждой обрести вечную жизнь и затем, в момент всеобщего воскресения мертвых, вновь вернуться в мир, обновленный и преображенный.
— Откуда название праздника? Почему Церковь использует слово «успение», означающее скорее сон, чем смерть?
— Еще в Евангелии повествуется о нескольких случаях, когда Христос, воскрешая умерших, смерть при этом называл именно сном. Так, из повествования о воскрешении дочери Иаира нам известны слова Господа, когда Он сказал родным: «Не плачьте, девица не умерла, но спит» (Мф. 9:24). Вспомним и воскрешение Лазаря «четверодневного». В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Лазарь, друг наш, уснул». В дни Пасхи в храме звучит песнопение, говорящее о Христе: «Плотию уснув, яко мертв». Здесь сну уподобляется уже смерть Самого Спасителя. Поэтому праздник Успения отцы Церкви называют малой Пасхой. И аналогий здесь много. Как Христос в третий день телесно воскрес из мертвых, пробудился от смертного сна, так и Успение Пресвятой Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Ее от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились в этом, когда Она явилась им и сказала: «Я с вами во все дни». Таким образом, на примере Богородицы мы убеждаемся: воскресение Ее Сына — действительно победа жизни над смертью для всех, кто пребывает в общении с Богом и старается следовать Его заповедям.
Глядя на богослужебный цикл Двунадесятых праздников, мы в своем сознании соотносим его с личностью Христа. Но не будем забывать, что он выстраивается в соответствии с вехами земной жизни не только Спасителя, но и Пресвятой Богородицы. Пусть праздников, посвященных Ей и меньше, однако они тесно связаны воедино, так же как и две эти личности — Христа и Его Пречистой Матери. Эту связь отражает даже Успенский пост, который называется малой четыредесятницей и по строгости приравнивается к Великому посту. Причем не только духовно, но и в практическом плане: раньше этот пост считался компенсацией для тех, кто по каким-либо причинам не смог соблюсти Великий пост.
— Известно, что Церковь раньше начала почитать дни памяти смерти христианских мучеников, чем Успение Пресвятой Богородицы. Это кажется не совсем логичным. Почему же так получилось?
— Действительно, если взять, к примеру, знаменитый Сирский месяцеслов, относящийся к III - IV веку, там на каждый день года приходится память святых, в основном — мучеников, и нет ни одного упоминания о Богородичных праздниках, в том числе — об Успении.
А причина очень проста и понятна. Святые мученики страдали, умирали, свидетельствовали о Христе на глазах у всех. Поэтому их пример был запечатлен в сердцах христиан. А жизнь Пресвятой Богородицы была в высшей степени скромной и непубличной. Она свидетельствовала о Христе прежде всего Своей личной любовью к Сыну, заботой о Нем, исполнением тех слов, которые Он нес всему миру. И оставила нам единственную заповедь, которую Она исполняла Сама и заповедовала исполнять всем нам.
Кроме того, было понятно, как и за что страдают христианские мученики. А чтобы понять всю глубину личности Богоматери, Ее заслуги в деле спасения, потребовались годы богословских изысканий, углубление в догмат Боговоплощения, для противодействия еретическим воззрениям. Поэтому и праздники, связанные с именем Богородицы, появились позднее, ближе к V веку.
Следует отметить, что в Римо-католической Церкви также есть праздник Успения Пресвятой Богородицы, но называется он по-иному — Вознесение Девы Марии. И хотя смысл празднуемого события схож, но в Западной Церкви он напрямую связан с догматом о непорочном зачатии не только Христа, но и Самой Девы Марии, что противоречит православным взглядам и стоит в разряде мариальных догматов Западной Церкви. Поэтому глубинный, догматический контекст праздника в православии и католичестве понимается и принимается совершенно по-разному.
— Вы упомянули о единственной заповеди, оставленной нам Богородицей. В чем же она заключается?
— В словах, приведенных в Евангелии от Иоанна, которые Божия Матерь когда-то сказала слугам во время брака в Кане Галилейской. Когда они попросили Богородицу походатайствовать перед Христом, Она ответила: «Что Он (то есть Христос) скажет вам, то исполните». И эту заповедь Пресвятая Богородица оставляет каждому из нас: слушать слово Христово, пытаться его понять и исполнить. И тогда все земное станет небесным — вечным, преображенным и прославленным. И это не просто слова, а пример всей жизни Богоматери. Потому что не зря о Ней говорится, что каждое слово Христа и о Христе Она «слагала в сердце Своем» (Евангелие от Луки, 2:51), как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было. И пусть Богородицей оставлена нам всего одна заповедь, но она вмещает в себя все заповеди, которые нужны для спасения каждого человека. И эту Ее заповедь каждый человек должен сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Небожителями.
Поэтому мы празднуем Успение Богоматери, наполненные радостью. Потому что с Нее спали узы тела, Она освободилась от границ тварного бытия, вышла из узких рамок падшего мира и во всей Своей неизреченной чистоте предстала пред лицом Своего Сына и Бога, пред лицом Бога и Отца.