"Крестовоздвижение" | Иссинское благочиние

"Крестовоздвижение"

В это воскресенье, 27 сентября, православные христиане отмечают праздник Крестовоздвижения. Накануне этой даты состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Наверное, не все наши читатели знают о том, что представляет собой праздник Крестовоздвижения. Расскажите о нем, пожалуйста.

— Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это событие Православная Церковь отмечает 27 сентября. Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает духовный аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества.

— Когда и как возник этот праздник?

— Данное празднование — единственное, получившее начало одновременно с самим событием, которому оно посвящено. В этот день верующие вспоминают, как в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Это произошло в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После этого святой Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей торжественностью Животворящему Древу Господа.

Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика. День ее освящения (обновления) — 13 или 14 сентября, стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество уже позже, в дополнение события обновления.

Уже в конце IV века праздник освящения базилики, был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением, и праздновался в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Христианские богословы проводят даже параллель между данным событием обновления и освящением ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения базилики при Константине Великом, Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

— Когда же именно Крестовоздвижение выдвинулось на первое место по значимости?

— Начиная с VI века Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской (VII в., есть указания, что она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, а самое главное — именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице.

Само слово «Воздвижение» в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха, автора похвального слова Животворящему Кресту.

К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться, возможно по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен и сложившаяся традиция богослужебного устава разрушена.

Впоследствии ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным событием. Празднование же обновления Иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем.

Сначала это был местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе. В Западной Церкви данное событие также празднуется и носит название «День обретения Креста».

— Как известно, день праздника Воздвижения является днем поста. Это довольно необычно, ведь пост обычно предваряет праздники, а в сам день того или иного духовного торжества отсутствует или, как минимум, дается его послабление. Почему в случае с этим праздником дело обстоит именно так?

— Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции и в самых ранних христианских рукописях. В праздник дозволяется вкушение елея (растительного масла) и вина, но запрещается рыба. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается». Эта традиция отдает дань почитания крестным страданиям Господа нашего Иисуса Христа.

— А в чем основной духовный смысл этого праздника?

— Смыслом святоотеческого толкования события праздника, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Крест Христов — прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира!....» — повествует преподобный Феодор Студит.
Мы и сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью Кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Животворящее Древо остается для неверующих соблазном и безумием, но для нас, верующих и спасаемых благодатью Божией, оно является утверждением Славы Господа.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. И ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен научить любви Господней. Потому что так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал для того, чтобы этот мир спасти. И эта вселенная, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как проповедь любви Он подтвердил смертью без злобы и мести, — после всего этого наш мир уже не может быть прежним. Его бытие не проходит трагически и страшно пред Божиим судом потому, что Сам Господь вошел в этот мир, связав навсегда вместе Бога и человека. И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как бесценна эта любовь.

И перед нами стоит вопрос совести, который в свое время станет вопросом Господа на Страшном Суде каждому из нас. Что же мы ответим? Неужели нам придется сказать Господу, что Его смерть была напрасна, что мы предпочитаем ходить во тьме, что желаем руководствоваться страстями, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Христа? Ведь жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и когда начнется стояние перед судом Господним, будет уже поздно. А сейчас время еще есть, только каждое мгновение жизни необходимо оценить с точки зрения любви к Богу и к человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или далек — только тогда наша душа сможет безбоязненно встретиться с правдой Божией и ожить спасительным Крестом Господним, дающим бесконечную, победную радость вечной жизни.

Еще фото: