"Предание и история" | Иссинское благочиние

"Предание и история"

Четырнадцатого октября отмечается Покров Пресвятой Богородицы — праздник, который Церковь относит к числу Великих. О смысле и значении этого праздника — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Напомните пожалуйста, батюшка, какое событие мы отмечаем в день Покрова.

—По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе в 910 году и распростерла над людьми свой омофор — покрывало для головы. Это чудо стало знаком заступничества и помощи от Божией Матери.

Следует отметить, что праздник Покрова празднуется только в Русской Православной Церкви и отмечается 1 октября по старому стилю, то есть, 14 октября — по новому.

— Не странно ли, что этот праздник не чтит Православная Церковь Эллады. Ведь Богородица защитила своим Покровом именно Константинополь, бывший тогда греческим городом, от осаждавших его врагов.

— Это действительно интересно и с исторической, и с духовной стороны. Но еще интереснее понять, почему этот праздник стал столь значимым для нас, русских людей. Обратимся к истории. Конечно, факт чуда, совершившегося в тот день во Влахернском храме, невозможно доказать научно. Но о самом факте осады Константинополя есть немало документальных сведений, в том числе, и о буре, которая разметала вражеские корабли. Вопрос состоит лишь в том, кто были осаждавшие Константинополь варвары, как их называют в исторических документах. В агиографической литературе, а также литературе, посвященной празднику Покрова, это — сарацины. Но есть и другая версия. Как полагает ряд ученых, в том числе, известный церковный историк Карташев, события Покрова, которые излагаются в летописях, описывают военную неудачу дружин русских князей-варягов Аскольда и Дира. Именно русы осаждали Константинополь в это время, а не сарацины. И как подтверждающий документ Карташев приводит текст патриарха Фотия, описывающий эти события и относящий их не к 910, а к 866 году. Именно в это время, нападение было возможно со стороны русов, тогда как набеги сарацинов начались примерно на полвека позже. Патриарх Фотий обращаясь к современникам, пишет: «Помните ли вы, когда воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды. Тогда мы увидели рассеяние угрозы и узрели отступление гнева Господня от нас, ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавился от разорения».

— И все же, почему именно на Руси эти события сохранились в памяти глубже, чем у потомков спасшихся византийцев, и праздник закрепился именно у нас?

— Вспомним из истории, что князья Аскольд и Дир после этого неудачного военного похода на Константинополь, прислали к византийскому императору посла с просьбой направить христианских проповедников в Киев. Воинственным варягам стало интересно, что же это за Бог у греков, способный победить сильнейшее войско. Из истории также известно, что некогда воинственные язычники, князья Аскольд и Дир к концу жизни стали христианами, приняли святое крещение, и крестились не только они сами, но и их дружинники. Это уже не версия, а неоспоримый факт. Поэтому Аскольд и Дир прославились не только как жестокие воины, покорители чужих земель, но и как первые известные на Руси христиане. А если так, то русы, потерпевшие у стен Константинополя военное поражение, получили нечто куда более ценное. Недаром эти события называют первым крещением русов. А это и есть события Покрова.

— Когда же возникла традиция отмечать этот праздник?

— Русский Пролог XII века, житийный сборник повествует: «Когда убо слышали и помышляли, какое страшное и милосердное видение будет без празднества, восхотели, да не без праздника останется Святой Покров Твой, Преблагая». Есть предположение, что традицию празднования Покрова на Руси распространил святой князь Андрей Боголюбский. Если Покров приходится на постные дни седмицы — среду или пятницу, как кстати будет и в этом году, на трапезе в честь праздника разрешается вкушение рыбы.
Чувством радости и благодарности проникнуто богослужение этого великого события. В нем отражается, что Пресвятая Богородица — наша Заступница пред Богом, а благодатный Покров Ее молитвы защищает нас от зла и напастей, как и в те далекие времена, когда Покров Божией Матери защищал Византию от наших предков. Именно покровительству Пресвятой Богородицы приписываются многочисленные победы русского воинства. С самого начала распространения христианства на Руси, Божия Матерь считалась и считается покровительницей нашей земли. Недаром говорится, что вся Святая Русь — это удел Пресвятой Богородицы.

— И вместе с тем у многих возникает вопрос: если Богородица защищает русскую землю, почему же история нашей страны никогда не была безоблачной? Почему, если мы живем под Покровом Божией Матери, Россия прошла через столько боли и страданий?

— Действительно, если сравнивать нашу историю с историей западных стран, судьбы нашей земли, нашей Церкви были трагическими, они проходили через страшные потрясения, и не только в светском контексте, но и внутри самой Церкви. Поэтому, если смотреть на первый взгляд, это видится не как история Покрова Пресвятой Богородицы, а как история тяжких коллизий, мучений и мучеников. Достаточно вспомнить лишь сравнительно недавние события, когда погибали свидетели веры Христовой. И казалось бы, как это можно совместить с убеждением, что над нашей родиной распростерт Покров Пречистой?
Ответ на этот непростой вопрос можно найти в размышлениях митрополита Сурожского Антония, современного подвижника веры, духовного пастыря Православной Церкви. Владыка пишет: «Эти коллизии можно понять, если вспомнить евангельское повествование о распятии и крестной смерти Господа Иисуса Христа, Сына Пречистой. Божия Матерь в глубоком смирении и скорби стояла у Креста, ни словом не обмолвившись о том, чтобы пожалели Ее Сына и Бога, и не обратилась к Нему с просьбой, чтобы Он Сам спас Себя, добровольно прекратил Свои мучения, сошел с Креста. Но наоборот, Она присоединялась Своими словами молитвы к словам молитвы Своего Сына Христа: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Почему Она так поступала? Потому что знала, для чего Христос пришел в мир. Поэтому просила не о помиловании Ему, но о прощении распинающим.
Наша русская земля, наша Церковь, уподобляются Христу, они тоже — тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. И когда мы думаем о Покрове Божией Матери, мы должны понять, что Она во все времена вместе с нами страдала, молила, стояла у престола Божьего. Молила о том, чтобы на нас снизошла небесная милость, чтобы распинаемой русской земле дана была сила и крепость, как Ее Сыну. Но не молила о том, чтобы мы потеряли небесный дар жить и умирать во спасение тех, кому нужна наша милость, помощь и спасение. Потому что эта жертвенность и характеризует человека, в котором живет Христос».
Но как стяжать дар «причащения Христа»? Где найти для этого силы души? На данные вопросы отвечает Сам Христос, сказав: «Сила Моя в немощи совершается». Потому что Он Сам, распинаемый, был немощен — и остался победителем! Однако эта немощь — не трусость, лень или уныние. Это — беззащитность, которую испытывает ребенок, находясь в объятиях любящей матери, зная, что он в безопасности под ее покровом. Вот как мы должны довериться Царице Небесной, поручить себя Ей. И тогда сила Господа будет совершаться в нас не силой наших человеческих действий и эмоций, а близостью благодати Божией, просвещающей и освящающей все вокруг нас.