"Шествие к Богу" | Иссинское благочиние

"Шествие к Богу"

Четвертого декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом празднике и о размышлениях, которые он навевает — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

Елена Лаврова.

— Напомните, пожалуйста, батюшка, каким события посвящен праздник Введения во храм, и что в них заслуживает особого внимания.

— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы пришел к нам из Церковного Предания. В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, во исполнение обета посвятить свое долгожданное чадо Богу.
Вспомним, что первосвященник, встретивший Пресвятую Деву, наитием Божиим ввел Ее во Святое Святых Иерусалимского храма, куда и сам имел право входить лишь раз в году. И это нахождение юной Марии в месте таинственного присутствия Бога, имело важное значение в деле Ее духовного воспитания. Интересен и важен тот факт, что первосвященник, который встретил Деву Марию в храме, как повествует нам Предание, был Захария — будущий отец Иоанна Крестителя.
Чтобы осознать важность значения этих моментов, нужно попытаться проникнуть в душу древнего благочестивого человека, понять образ его мыслей, понять то, чем было в его понимании Святое Святых. Это сакральное место было закрыто плотной завесой, которая открывалась лишь раз в году и таким образом святыня охранялась не только от входа, но и от взгляда. Поэтому для верующего человека древности это место немногим отличалось от Неба. Заходившему туда первосвященнику находиться там было все равно, что быть в духовном единении с Божеством. А так как Дева Мария Сама была святыней Боговоплощения, то Ее присутствие во Святая Святых являло исключительную роль в истории человечества.
Об этом с большим воодушевлением говорит Патриарх Константинопольский Герман I, передавая пророческие слова старца Захарии, обращенные к Пречистой Отроковице: «Вот я Тебя беру, как старческий жезл и опору природы, ослабленной падением, смотрю на Тебя как на будущее укрепление ниспадающих до смерти. Вот предлагаю Тебе как Царице всех по достоинству первое седалище; восстави и Ты низверженных».

— В православии Введение во храм относится к числу важнейших праздников. А отмечают ли его в других христианских Церквях?

— Мы знаем, что праздник Введения во храм также был известен и почитался в древних поместных общинах верующих, располагавшихся на территории Африки и в Иерусалиме. Известен он и в западной христианской традиции. Так, поскольку в Южной Италии проживало множество православных греков, традиции праздника сложились там еще с IX века. Позднее пришедшие с севера норманны, в XI столетии перенесли этот праздник в Англию. Однако широкое распространение на Западе он получил лишь во второй половине XIV века, когда один французский дворянин, крестоносец, обратился к Папе Римскому Григорию XI с предложением по примеру греков установить праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и в Римской Церкви. На это было получено благословение, но — интересный момент, праздник получил статус отмечаемого лишь по желанию или по обету. Если задуматься, это в чем-то символично: ведь и Дева Мария была введена в храм по обету Ее благочестивых родителей. Затем, в 1585 году, праздник стал обязательным для Римской Церкви, но до сей поры совершается без особой торжественности, в отличие от Православной традиции.

— Почему же Православная Церковь придает празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы столь важное значение?

— Праздник имеет несколько важных и глубоких духовных составляющих в своей истории. Так, храм — это удел Божий, место, которое принадлежит Богу безраздельно. Это место, где нет ни мысли, ни чувства, ни иной воли, как только воли Божией. И вот Пречистая Дева приводится в Храм Господень, то есть вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего. Она погружается в молитву, предстает Живому Богу, предается святому труду, читает Священное Писание. И погружаясь в эту священную стихию Божественного присутствия, Она возрастает из года в год в полную меру Своей зрелости для последующего Боговоплощения. И когда перед Ней предстает великий архангел Благовещения — архангел Гавриил, Она безоговорочно и с трепетом принимает в послушание волю Божию. И этому послушанию, конечно, помогли годы всецелой погруженности в тайну Божию, пройдя через которую Богородица обрела способность стать той, через которую спасительная преображающая любовь Господа вошла в мир. Святитель Григорий Палама говорит о том, что «невозможно было бы воплощение Сына Божьего без соизволения Его земной Матери, … поэтому Слово стало плотью».

И не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову. Мы так же должны углубиться в волю Божию, очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, чтобы вечная жизнь, явленная Христом и во Христе, могла бы быть причастной и нам, грешным. Пречистая Дева родила в мир Слово вечное и Любовь воплощенную. Поэтому мы посредством верности Евангельскому пути любви к Богу и ближнему, отречением от самих себя, соединимся с Богом, воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит некий путь, в том числе и путь поста, и необходимо пройти его не просто в ожидании чуда в конце, а становясь живыми и активными участниками этого пути. Родился Господь, и вместе с Ним в нас также должна родиться новая жизнь, всепобеждающая любовь и жизнь вечная.

— Вы сказали батюшка, что важных духовных составляющих этого праздника — несколько. Какие же еще можно упомянуть?

— Вспомним еще и тот момент, что история празднуемого события началась с жертвы. Об этом мы редко задумываемся. Но ведь Пречистая Дева была пожертвована Церкви ее родителями. Таким образом, в начале этого пути была жертва. Как и в начале нашего личного соединения с Богом тоже должна быть жертва. Поэтому праздник зовет всех нас к жертвенному служению.
Дева Мария ребенком была введена во храм. И значит, этот праздник может считаться и праздником чистого девства. Скажем прямо, в нашей жизни телесное девство удается сохранить лишь немногим. Но, по крайней мере, мы должны беречь девство нашей души, детскую чистоту души, и стремиться сохранить эти качества в себе. Этот праздник ведет нас к чистому душевному девству. И Пресвятая Богородица являет нам образец Своего приснодевства, образец детской чистоты и ясности. Ведь Господь говорит нам: «Будьте, как дети». И благословен тот, кто в течение всей жизни стремится сохранять эту детскость души, простоту и ясность во всем. Это как раз тот путь, на котором совершается стяжание Духа Святого.
Затем, как нравственной аспект нашей личной духовной жизни, праздник являет нам наш обет Богу — малый прообраз того исполненного обета Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы. Разве мы не даем или не давали Богу какие-либо обещания? Когда с нами что-то случается, мы обещаем исправиться, перестать предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность — и, как часто бывает, обет забыт. Небольшие обещания мы еще исполняем, но те, что посущественнее — исполняем как придется или не исполняем вовсе. В данном вопросе необходимо поступать с разумением. И если мы не можем исполнить великого, то нужно быть верным хотя бы в малом и давать обеты удобовыполнимые. Потому, что от исполнения таких малых дел может быть гораздо больше пользы, чем от тех пустых обещаний, которые дают Богу большинство из нас. И конечно, самое лучшее в этом — всегда давать свои зароки с ведома и благословения духовника. Или попросить его переменить необдуманное обещание на другое, но другое необходимо уже непременно выполнить, чтобы за несоблюдение не попасть под гнев Божий. как сказано в книге Второзакония (глава 23, стих 21): «Аще обещаеши обет Господу Богу твоему, да не замедлишь исполнить его, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебя, и будет на тебе грех».
Важно помнить и о том, что неправильно думать, будто за наши выполненные обещания Господь непременно «обязан» исполнить наши желания. Исполнить или не исполнить их есть дело милосердия Божия.

— Какое напутствие можете Вы дать тем, кто станет отмечать ныне праздник Ведения во храм Пресвятой Богородицы?

— Мы много раз в году собираемся на праздники Божии в храм, и часто не задумываемся над тем, что означает для нас тот или иной из этих праздников. А каждый праздник Божий — это обновление и исполнение обещаний Господних для каждого из нас. О чем эти обещания? О спасении! И этот праздник, как и все другие — исполнение обещания для каждого верного Иисусу человека, для каждого, старающегося исполнять Его заповеди и жить по образу ученика Христова!

Еще фото: