Девятнадцатого января православные христиане отметят праздник Крещения Господня, завершающий собой особые торжественные дни между Рождеством Христовым и Богоявлением. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— О событиях Крещения Господня, описанных в Евангелии, и связанных с этим праздником традициях знает, наверно, каждый православный человек. Однако расскажите, батюшка, как эти традиции сложились.
— В наши дни Православная Церковь отмечает множество больших праздников. Кроме первейших по значению, Пасхи и Двунадесятых, это дни особого почитания святых, дни поминовения усопших. И для каждого из них твердо установлены дата, форма богослужения, даже бытовые детали, например, какого цвета должны быть облачения священства, какая пища на столах накануне и в день праздника. Однако так было не всегда. Церковные праздники приняли современную форму далеко не сразу. Большинство из них рождались в спорах, согласованиях, которые тянулись порой даже не десятилетиями, а веками. Происходили эти богословские коллизии между IV и X столетиями в давно исчезнувшей стране — Восточной Римской империи, или Византии. А затем уже церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы мира. И у праздника Крещения Господня — очень непростая судьба.
Крещение Господне — один из важнейших христианских праздников. Как и многие Двунадесятые праздники, он имеет несколько дней предпразднства, то есть это дни непосредственно перед самим праздником, когда в богослужения вплетаются молитвословия, посвященные грядущему торжественному событию. Они, как и попразднства — последующие за этим дни, органично дополняют главное торжество.
Собственно Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израилеву. Именно после Богоявления за Христом последовали первые ученики, Его будущие апостолы — Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.
Хочется упомянуть знаменитую картину Иванова, которая так и называется — «Явление Христа народу». В данной картине усматривают разные Библейские моменты жизни Иисуса Христа. В большинстве своем считается, что на картине изображен именно тот момент, когда Христос идет на Иордан креститься к Иоанну. Но некоторые считают, что здесь изображено событие призвания первых учеников, которое происходило уже после Крещения, а именно свидетельство Иоанна Крестителя о Христе: «Се Агнец Божий, о Котором я проповедовал вам». И то, и другое понимание Библейского сюжета этой картины не противоречат друг другу.
Два Евангелия — от Матфея и от Луки, свидетельствуют нам о том, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.
Сегодня смысл празднования события Крещения Господня знаком каждому верующему. И праздновать его начали очень быстро, еще при жизни апостолов. Но в ту пору данное событие имело совсем другой смысл — не так, как мы сегодня его представляем себе. Ученики Христа и ученики Его учеников — мужи апостольские, предавались воспоминаниям о том, как, во-первых, в мире людей появился Живой Бог, во-вторых, как Ему поклонились волхвы, и в-третьих, как Он учил и как проявлял суть более высокую и глубокую, чем человеческая. Таким образом, эти три разных события — воплощение Бога в теле Человека, то есть Рождество, поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного, Божественного происхождения, то есть событие Крещения, сливались в их представлении воедино, составляли единое торжество. Позднее у этих событий появилось одно название — Теофания, то есть Богоявление. Ныне это — всем известный вариант названия данного праздника.
В апостольских постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
— Когда же Крещение стало самостоятельным праздником?
— Это непростой вопрос. Произошло это не одновременно по всему огромному христианскому миру. Мы можем проследить это по установлениям Церковного Собора середины VI века, который официально определил 12 дней между Рождеством и Крещением, следовательно, уже различал два этих великих торжества.
— А когда и как появился обычай освящать Крещенскую воду?
— Освящение воды является главной отличительной чертой праздника Крещения. Данный обычай возник в древности и с течением времени стал неотъемлемым для данного праздника. Сначала воду освящали один раз — в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И вода в существе своем не портится от продолжения времени, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после столь долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Лишь с Х века водосвятие перенесли с полуночи на навечерие — день Сочельника, когда она освящается после совершения Божественной Литургии. И в Церкви долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водоосвящение — один или два раза. Необходимо упомянуть о Патриархе Русской Церкви Никоне, его решении единожды освящать воду в день Крещенского Сочельника. Русская Православная Церковь отменила данное решение в 1667 году, окончательно постановив святить воду дважды — и в навечерие, и в сам день Богоявления, причем два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
С незапамятных времен на Руси существует обычай пить Крещенскую воду во здравие и использовать ее для отгнания нечистой силы. Митрополит Иларион Алфеев так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить воды, преобразить их, наполнить жизнью. И в воды Иорданские Господь сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха человеческого и смерти, водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. В ней присутствует Сам Бог, освящает все, что ей окропляют, исцеляет людей от болезней».
Рассматривая богословский аспект данного праздника, необходимо понимать некоторые его моменты более глубоко в духовном плане. Например, надо сказать о том, что вода, в том числе и Библейские воды, бывают и животворящими, и гибельными, страшными. В начале книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, дыхание жизни, и как вода производила творческим словом Божиим живые существа, возникающие из этой воды. В течение существования всего Ветхозаветного человечества, мы видим воды как образ жизни этого человечества. Они сохраняют жизнь жаждущих в пустыне — Агари и Измаила, они оживотоворяют поле и лес, они являются знаком милости Божией и являют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какими гибельными были воды Всемирного потопа — воды, в которых погибли все, кто не мог удовлетворить Суду Божьему. Как страшны воды, которые мы видим в течение нашей жизни — воды наводнений, стихийных бедствий. И в эти воды пришел Христос, омыться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест. Поэтому момент Крещения Господня является одним из указывающих моментов начала трагического пути жизни Иисуса. Потому что Рождество — это мгновение, когда человеческая плоть пронизывается Божеством и обновляется. Но в день Крещения этот подготовительный путь служения человечеству завершается, потому что Христос достиг полной меры и идет вольной волей исполнить то, что Ему предначертано. И Свою плоть, пронизанную Божеством, приносит в жертву, в дар человечеству, принимая на Свои плечи весь ужас человеческого греха. Крещение Господне — это начало Гефсиманского сада, начало сошествия во ад, начало победы добра над злом. И как итог — начало будущего века и начало вечной жизни, вечной славы.
— Наверное, праздник Крещения Господня — серьезный повод для каждого христианина вспомнить, что и все мы когда-то прошли через Таинство Крещения.
— Несомненно, с чувством благоговения ко Христу мы должны вспоминать и о своем собственном крещении. В том числе и благодаря наших родных, которые нас таким образом привели к вере. Посредством Таинства Крещения мы стали Христовы. Мы названы Его именем — понятно, что не именем «Иисус», а тем именем, которое дано нам по воле Божией. Мы должны носить свое христианское имя с благоговением, оно должно быть для нас дорого и свято. Никакими неблаговидными, греховными поступками мы не должны отдавать свое имя, свою личность, на хулу нашим недоброжелателям. Потому, что как по нашим поступкам судят о нашем роде, так по нашей жизни судят о Христе. Наше имя — это наша великая ответственность.
И в день Крещения Господня нужно задуматься всем нам — тем, кому дано было креститься во имя Христа. Задуматься о том, что мы стали носителями святого и божественного имени, и именно по нам будут судить нашего Бога, нашего Спасителя. Если суд будет достойным, то вокруг нас спасутся наши ближние, а если недостойным — то пропадут без веры, без надежды, без радости, без смысла.
Христос погрузился в воды Иордана и приобщился нашей человеческой природе и всем последствиям человеческого падения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно нашего человеческого призвания.