С 15 марта у православных христиан начинается период Великого поста, который продлится до праздника Пасхи, отмечаемого в этом году 2 мая. О Великом посте и посте в целом — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Такое понятие как пост знакомо каждому, и все же люди нередко понимают его по-своему. Поясните пожалуйста батюшка, что же такое пост с точки зрения Церкви, и каковы его цели.
— Пост — это аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения. Но, конечно, воздержание должно быть и от перенасыщения, от услаждения постной пищей, от сладострастия, воздержание души от злых помыслов, дел и слов. Исходя из этого понятно, что пост — это время сугубого покаяния и духовного трезвения.
Одна из целей поста — избавиться от страсти чревоугодия. Борьбе с ней Церковь уделяет особое внимание потому, что из восьми основных страстей в основе пяти лежит именно страсть чревоугодия. Пост как раз является средством выявления страстей и стяжания добродетелей. Еще одна его цель — подчинение тела духу, восстановление правильной иерархии духа и тела. Также цели поста — умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли.
Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, и возбудить и развить чувства, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением, пьянством и заботами житейскими. Через это отпадаем от источника жизни — Бога, и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий».
— Известно, что пост в том или ином виде практикуется не только в Православии, но и в других христианских конфессиях, и даже в религиях далеких от христианства. В чем же отличие понимания поста Православной Церковью?
— Суть духа православного поста, отличающая его от инославных практик воздержания, состоит в том, что определенные виды пищи запрещаются не для того, чтобы уберечься от своего рода осквернения, или нанесения вреда здоровью, а для освобождения души от рабской зависимости чувствам. Следуя духу православного поста можно поститься вкушая даже скоромное, в то же время можно нарушать пост вкушая только постную пищу. И конечно, молитва и пост с самых ранних времен тесно связаны между собой. «Доброе дело — молитва с постом», — говорили как непреложную истину. Святая пророчица Анна, известная нам по событию Сретения, не отходила от храма служа Богу постом и молитвой, как свидетельствует Евангелие. Подобным образом поступал и апостол Павел, а также члены первой христианской общины.
— Великий пост как известно продолжается семь недель, и в то же время мы часто слышим о сорокадневном посте. Как следует понимать это противоречие в его длительности?
— История Великого поста таит в себе множество загадок. Действительно, мы называем этот пост Святой Четыредесятницей, но на самом деле он продолжается больше — 48 дней, или семь недель. Святые отцы называли этот пост десятиной года. Хотя до III века в разных христианских Церквях верующие по-разному готовились встречать день Святой Пасхи. Известный апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике сорокачасового поста — с вечера Страстной пятницы до окончания ночного Пасхального богослужения. Однако в это время христиане вообще не принимали пищу. Этот небольшой пост и являлся подражанием сорокадневному посту Спасителя. Произошло это вследствие того, что фраза Христа Спасителя из Евангелия от Матфея понималась верующими буквально. Христос сказал Своим ученикам: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). По мысли первых христиан, время когда Христос был отнят у верующих, началось с момента Его смерти на Кресте и длилось до Его Воскресения.
В середине III века в некоторых Церквях появляется шестидневный пост как воспоминание о событиях Страстной недели. Но определенная часть христиан считали такой подвиг чрезмерным и продолжали поститься по привычке — около сорока часов. Епископ Александрийский Дионисий Великий, исследуя коллизии своего времени, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного. Тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможения, простительно более раннее вкушение пищи. Но если они раньше вообще не постились и даже роскошничали, потом, когда наступают последние два дня, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное». Это наблюдение, кстати, перекликается с нашей современной практикой, когда некоторые считают достаточным поститься только первую и последнюю, Страстную седмицы.
В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного поста как десятины года. И с этого момента продолжительность Великого поста колеблется от шести до восьми недель.
Уже в IV-V веках Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. Это единственный пост в Церкви, который не является «творением рук человеческих», то есть он не был установлен благодаря богословскому почитанию христианского праздника или памяти святого, но явился отображением примера Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который явил Себя как непреложный образец постничества. Поэтому христианин, не соблюдавший Великий пост, мог на некоторое время отлучаться от Церкви.
Святой Иоанн Златоуст замечал, что к IV веку данный постный период изменял даже привычный уклад жизни Константинополя — столицы Византии: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».
— Верно ли мнение, что по субботам и воскресеньям выполнять все предписания поста необязательно?
— Субботы и воскресенья Великого поста не считаются постными днями. Но многие воспринимают это слишком буквально. Следует правильно понимать указания церковного устава: просто в субботу и воскресенье разрешаются два приема постной пищи вместо одного в идеале. Пища может быть с растительным маслом. Также устав разрешает выпить не более одного стакана слабого вина. Именно поэтому дни считаются непостными. Хотя в Древней Церкви всерьез спорили о том, можно ли в эти дни употреблять в пищу яйца и молочные продукты, и даже мясо птицы. В конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа постных трапез и разнообразии растительной пищи. Такие строгости были связаны с основной идеей поста: пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившиеся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и для дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим. Нужно признать, что в наши дни следовать этому правило практически не получается, так как постные продукты порой стоят дороже скоромных. Но это разумеется не значит, что дела милосердия не надо творить.
— При столь строгом подходе Церкви к Великому посту, как же появились послабления к нему?
— Довольно рано Церковь поняла, что такие жесткие правила поста не могут понести все христиане. Поэтому в церковных канонах установлен некий минимум, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц. Но следует так называемое разрешение на рыбу и горячую овощную пищу на масле. Это — максимальная степень снисхождения к человеческим немощам. Но меру пищевого воздержания каждый верующий должен определять так, чтобы обойтись без вреда для здоровья и ущерба для повседневных обязанностей. Гораздо важнее, чтобы человек находил в своем привычном распорядке больше времени на молитву, чтобы у него хватало сил и внимания на борьбу со своими грехами. Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обсуждать со своим духовником.
— Возможно ли для человека, принявшего решение соблюдать пост, но не имеющего в этом должного опыта, делать это постепенно, не сразу налагая на себя все ограничения?
— Постепенность и умеренность поста не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и силы воли. Благословение на пост, постепенность, рассудительность и постоянство — вот главные условия успешного привыкания к посту. В качестве первого шага к реализации постного периода, можно рекомендовать выполнение общепринятых правил здорового образа жизни. Это отказ от переедания, от жирной и сладкой пищи, от приема пищи в позднее время и так далее. Не противоречит в данном случае духовному образу жизни и соблюдение диеты, если во главу угла ставится не здоровье и красота внешнего вида, а формирование навыков воздержания. Сформировав привычку самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь сначала от мяса, затем — от яиц и молочных продуктов. Время необходимое для привыкания к посту, а также количество и качество пищи, очень индивидуальны. «Дневную меру и количество пищи пусть каждый сам для себя установит с тем, что если окажется излишнею и тяжесть производящую, то уменьшил бы, а когда усмотрит, что принятая им мера недостаточна к поддержанию тела, то пусть сделает малую добавку. И таким образом назначит себе такое количество пищи, которое может поддерживать силы тела его, служа не сластолюбию, а истинной нужде», — говорил преподобный Нил Сорский.
Как временную меру в данном случае можно порекомендовать использование различных рецептов вкусных постных блюд. Однако увлекаться этим не стоит, памятуя о том, что святые отцы никогда не призывали поститься ради улучшения здоровья. Целью поста всегда считалось обуздание страстей.
По благословению духовника пост может сочетаться с дополнительными молитвенными прошениями, которые берутся для сугубого покаяния.
— Что Вы можете ответить тем, кто сетует на то, что период Великого поста — слишком длительный?
— Может показаться, что семь недель Великого поста тянутся медленно, и пост длится очень долго. Однако на самом деле это неповторимый период церковного года, наполненный сакральными событиями. Многие богослужения этого периода бывают лишь раз в году, поэтому верующие стараются не пропустить самые значимые из них. Важно найти время для Исповеди и Таинства Святого Причащения, посвятить свой досуг чтению Священного Писания и святоотеческой литературы. Это время призывает остановиться, отвлечься от суеты, заглянуть в свою душу и очистить от всего, вредящего ее спасению.
А затем пост завершается и наступает Пасха. Торжество это столь велико, что забывается трудный путь и время проведенного поста. Но важно, чтобы не забывались вынесенные из него уроки, а пасхальная радость сопровождала христианина в каждый момент его жизни.