Приближается самый важный для христиан праздник — Пасха, день Воскресения Христова, который в этом году отмечается 2 мая. Накануне этого великого торжества мы побеседовали с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Вряд ли кому-либо нужно пояснять смысл праздника Пасхи. И все же поясните, пожалуйста, батюшка, как верующему человеку следует воспринимать это торжество торжеств, о чем помнить.
— Великий пост и Пасха — это особый период в жизни каждого христианина. Этот период во многом отличен от остального года. У русского поэта Семена Надсона есть стихотворение, в котором он описывает год как круглую дорогу. Значительная ее часть покрыта черным сукном, это — период поста; меньшая — красным, что соответствует Пасхе. И эти участки дороги, покрытые черным и красным, мы и проходим в этом году с 15 марта по 9 июня, то есть с начала Великого поста до отдания праздника Пасхи. Центральной же датой, конечно является 2 мая — непосредственно день Воскресения Христова. И это — не просто «красный день календаря». Это — событие вселенского масштаба. Как говорил святитель Григорий Богослов, «событие, примиряющее весь мир». Потому что Христос пришел для всех людей — не важно, понимают ли они это, и для всех же и воскрес. Не случайно Пасху отмечают даже далекие от Церкви люди.
— Как же правильно это делать?
— Верующие конечно должны встречать Христово Воскресение в храме. И не перед экраном телевизоров, транслирующих праздничное богослужение, а реально присутствовать на службе, какая бывает только раз в году: Светлой Пасхальной заутрене с ночным Крестным ходом и конечно неповторимой Пасхальной Литургии. На этой Литургии единственный раз в году читается начало Евангелия от Иоанна, где рассказывается о том, как устроено наше спасение. Как Иоанн Креститель пророчествовал о приходе Господа, как Христос Своим приходом дал человечеству новые законы и новую жизнь. Слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово...», в каждом храме читаются не на одном языке, а на нескольких. На всех языках, на которые переведена Библия, в эту ночь будут звучать евангельские слова. И конечно миллионы людей в Пасхальную ночь объединяются в молитве, в Таинстве Причащения. Объединяются вокруг общей радости.
— А что же в дни, следующие после Воскресения Христова?
— Особенно торжественно великий праздник Пасхи Церковь отмечает всю первую неделю после самого события. Эта неделя после Пасхи — Светлая седмица, воспринимается и проходит для верующих практически как один день, который начинается в Пасхальную ночь и заканчивается в следующее воскресенье. Церковные службы в эти дни конечно особенные. Все в них призывает ликовать о Воскресшем Христе. Совершаются пасхальные Крестные ходы. Последний из них приходится на так называемый восьмой день Пасхи, то есть следующее за Пасхой воскресенье, и завершает праздников праздник. Церковь возвращается к своей привычной жизни. Хотя еще целый месяц в церковном устроении — в богослужениях, убранстве храма, облачении священников, Пасха будет присутствовать.
— Известно выражение: «Наша Пасха — Христос». Почему христиане так говорят, как это надо понимать?
— Говорится так потому, что накануне страданий Сына Божьего, которые вспоминаются на Страстной седмице, и казни на Голгофе, Христос собрал в Иерусалиме Своих учеников и совершил с ними Пасху законную, по всем законам того времени. Но вместе с тем в этот день впервые прозвучали важные, новые для будущих христиан слова: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое... пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы и за многие изливаемая во оставление грехов... сие творите в Мое воспоминание». Бог заключил с людьми новый договор, согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя.
По причине глубокого благоговения перед данным событием, многие верующие стараются причаститься на ночной Пасхальной Литургии. Следует отметить, что когда Литургия совершается утром, не принято есть и пить с ноля часов наступившего дня. Когда же Литургия ночная, то считается достаточным шести часов полного поста до Причастия.
— Традиции празднования православной Пасхи хорошо знакомы каждому верующему. А есть ли интересные особенности празднования этого торжества другими христианскими конфессиями?
— Приведу в пример армянскую христианскую Церковь, где события празднования Пасхи очень интересны. Существует две ветви этой Церкви — католическая и апостольская. К апостольской принадлежит большая часть армян — более 9 миллионов верующих по всему миру. И Пасху они отмечают по разным календарям. Многие — по григорианскому, как это делают католики и следовательно для большинства членов этой Церкви Пасха уже наступила 4 апреля. Но по благословению правящего архиерея армянской Церкви можно пользоваться и другим, юлианским календарем и праздновать Пасху по «старому стилю». Таким образом, у некоторых верующих армянской Церкви, пользующихся юлианским календарем, например в Иерусалиме, Пасха в этом году наступила 19 апреля.
Пасху в данной древней Церкви начинают праздновать вечером, когда служат Литургию Сочельника. А в сам день Пасхи служат светлую заутреню и совершают обряд освящения четырех сторон света. Армянская Церковь празднует Пасху вплоть до самой Троицы, то есть не 40 дней как мы, а 50.
Следует отметить, что армяне одними из первых начали красить на Пасху яйца. По словам святых этой Церкви, яйца, окрашенные в красный цвет символизируют Вселенную, спасенную ценой крови Христа. «Когда мы берем в руки красное яйцо, — писал богослов святой Григор, — мы провозглашаем наше спасение».
— Порой можно услышать мнение, что в Пасхальные дни души умерших возвращаются в наш мир и пребывают рядом с живыми. Как относиться к такому поверию, и откуда оно берет свое начало?
— Краеугольной мыслью праздника, которая отражена в тропаре Пасхи, является та мысль, что Христос попрал (то есть победил) Своей смертью — смерть. И действительно, человек наделен Богом бессмертной душой, и Пасха касается всех — и тех, кто сейчас радуется ей, ходя своими ногами по земле, и тех, кто давно уже умер. В Пасхальную ночь мы слышим слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Победу жизни над смертью празднуем мы в эти дни.
Но это вовсе не значит, как думают некоторые, что усопшие какое-то время до и после Пасхи незримо пребывают в нашем мире. А думают некоторые так потому, что как свидетельствуют Церковное Предание и учение Церкви, «в Пасху Господь открывает врата рая и ада». Это полуязыческое поверие о так называемой «Пасхе мертвых» основано на непонимании смысла христианского вероучения. Жизнь после смерти — это загадка, отгадку на которую каждый узнает в положенное ему время. Но многим людям хочется все знать заранее. Поэтому на этой почве возникает множество вымыслов. Поэтому большой популярностью пользуются экстрасенсорные и спиритические практики. Христианство же рассматривает интерес к такого рода явлениям как грех и подчеркивает опасность подобных занятий. К усопшим Церковь призывает относиться с любовью и уважением, которые в первую очередь можно проявить в молитве. Умершие уже ничего не могут изменить, книга их жизни уже дописана. Но считается, что молитвы живых могут облегчить их загробную участь.
Иногда «Пасхой мертвых» называют Радоницу — день поминовения усопших, установленный на второй неделе Пасхального периода. И это разумеется более правильно. Такая «Пасха мертвых» в 2021 году будет отмечаться 11 мая. Хотя, конечно, и здесь это название ошибочно, как и аналогия Радоницы с Пасхой потому, что в само Воскресение Христово не принято посещать кладбища. Это делается именно на Радоницу, но не для того чтобы «похристосоваться с умершими», а чтобы помолиться об их душах. Не нужно устраивать на кладбищах застолья и следовать суевериям, призывающим использовать на могилах пасхальные яйца, оставлять там еду.
— Существуют ли определенные предписания относительно того, когда лучше заниматься подготовкой пасхального стола и другими предпраздничными хлопотами?
— В Церкви нет никаких специальных предписаний, когда именно это делать. Подготовкой пасхальной трапезы обычно приходится заниматься на Страстной седмице. Когда красить яйца и печь куличи каждый выбирает сам, исходя из своей занятости и расписания богослужений в храме. Обычно это делается накануне самого праздника. Но нужно учитывать, что богослужебная жизнь последних предпасхальных дней построена так, что христианин символически проходит вместе со Христом Его путь на Голгофу. И эти важнейшие моменты не могут быть заменены заботами о праздничном столе. Если день занят работой, то приготовлением пасхальной трапезы можно заниматься вечером.
— Стоит ли привлекать к приготовлениям к празднику детей?
— Конечно тем кто планирует красить яйца вместе с детьми, времени и сил придется потратить больше. Но это того стоит потому, что детям обычно очень нравится это занятие. Им легче именно через такие красивые традиции принять и полюбить праздник.
Хочу сказать и о том, что не стоит красить яиц намного больше, чем нужно вашей семье. Конечно нужно рассчитывать на то, что пасхальные яйца дарят друг другу. Но не стоит создавать ситуацию, когда после Пасхи вы не знаете, куда эти яйца девать. К тому же яйца и куличи обычно освящают, а освященную пищу нельзя выбрасывать вместе с отходами. Даже скорлупу лучше выбросить отдельно от остального мусора.
— Все ли традиции, принятые в народе на Пасху, одобряются Церковью? И верно ли мнение, что некоторые из них и вовсе имеют языческие корни?
— Некоторые пасхальные традиции и в самом деле не несут какого-то особого христианского смысла. Например, обычай разбивать яйца одно об другое при встрече на Пасху — это уже светская традиция. Однако Церковь не запрещает так поздравлять друг друга и радоваться Воскресению Христову. На фоне этого порой действительно присутствуют утверждения, что христиане просто переняли языческие обряды на основании того, что некоторые традиции и обычаи Пасхи их напоминают. Считается например, что язычники, встречая весну, тоже красили яйца в честь бога солнца. Однако у язычников было много и других богов, в то время как у христиан Бог един — это Иисус Христос. И следует отметить, что у современных историков не так много сведений о том, как практиковалась религиозность у язычества до принятия христианства. И все свидетельства о подобных традициях относятся уже к христианским временам. Поэтому вполне возможно, что именно язычники переняли христианскую традицию, а не наоборот.
В действительности христианские праздники и христианская идеология не имеют ничего общего с язычеством, и Церковь отрицает любую принадлежность к языческим традициям.
— Какие напутствия Вы хотели бы дать в преддверии главного христианского праздника?
— Поздравляя всех христиан и жителей нашего района с праздником Пасхи, я хочу пожелать им душевного и телесного здоровья и сказать о том, что Пасха для каждого из нас не закончится после 40-дневного периода и встречи самого события праздника. Пасха продолжается в сердце каждого христианина, потому что она уже совершилась. Она никогда не прекратится потому, что она — бесконечна.