Двенадцатого июля Православная Церковь отмечает день двух особо почитаемых святых апостолов — Петра и Павла. Об этих святых и их значении для христианства — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Хотя апостолам Петру и Павлу посвящен один общий праздник, биографии этих святых — разные и практически не взаимосвязанные. Поэтому батюшка, расскажите пожалуйста о каждом из них отдельно.
— Начнем с апостола Петра. О нем чаще и подробнее всего рассказывается в Евангелиях. А ведь этот человек не отличался ни происхождением, ни талантами, носил изначально обычное еврейское имя Симон. Известно и имя его отца — Иона. Мы знаем это потому, что Господь обращаясь к нему, говорил: «Блажен ты Симон, сын Ионин». И так Христос называл Петра не единожды. Жил Петр в Капернауме, был женат. Вместе с братом Андреем, который впоследствии также стал апостолом одновременно с Петром, они рыбачили на Галилейском озере. Стоит отметить, что евреи жившие в Иерусалиме, относились к галилеянам свысока — как к провинциалам и почти что язычникам. И в Галилее действительно проживало много язычников. У галилеян даже был особый провинциальный акцент, и именно по этому акценту Петра узнали во дворе первосвященника Каиафы, где судили Христа.
Надо сказать, что профессия рыбака была простой, непрестижной, с непредсказуемыми доходами, которые никогда не были велики. Если опираться на толкования современных богословов, может быть именно поэтому братья сразу последовали за Христом. Заслышав приглашение странствующего проповедника, они просто бросили свои сети и пошли за Ним. Именно так трактуют богословы Евангелия от Матфея и от Марка. А что по свидетельству этих евангелистов сказал Христос Петру и Андрею? «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».
А вот апостол и евангелист Иоанн Богослов приводит другой рассказ, из которого следует, что братья Петр и Андрей были учениками пророка Иоанна Крестителя и слышали, как однажды он, указывая на Христа, говорил: «Это Агнец Божий». И после этого Андрей привел брата Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит камень». Именно так апостол Петр обрел свое второе имя, которое означает «камень», «скала». По-арамейски это звучало как Кифа, а по-гречески — Петр. Под этим именем мы и знаем апостола сегодня.
— Не получается ли, что эти евангельские рассказы противоречат друг другу? И как эти противоречия объяснить?
— Эти противоречия объясняются очень легко. Как считают современные богословы, в первый раз Петр и Андрей просто поговорили с Учителем, а призвал Он их чуть позже. И это не только не противоречит евангельскому тексту, но наоборот: эти два рассказа призваны показать две стороны жизни Петра до того, как он стал апостолом. Матфей и Марк показывают жизнь простого человека, занятого тяжким трудом. А апостол Иоанн всегда говорит о возвышенном и подчеркивает, что до обращения братья — будущие апостолы, были вовсе не чужды духовных интересов, слушали проповеди Иоанна Крестителя, ждали прихода Мессии.
Однако определенное противоречие есть в имени, данном апостолу Петру Спасителем. Иногда кажется, что ему больше подходит имя не «камень», а «пламень».
— Почему так?
— Когда рядом с Симоном-Петром происходит чудо, он немедленно реагирует на него. Все для апостола происходит здесь и сейчас. Поэтому неслучайно Петр произнес свое вероисповедание еще задолго до воскресения Христова, сказав: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго».
Дело конечно здесь не в личных качествах Симона, а в его пламенной вере. Только на этой вере и может стоять Церковь, как на нерушимой скале, оправдывая имя Петрово.
Но эта вера была не чужда простых человеческих колебаний. Так, когда Христос предсказал Петру Свои страдания и смерть, Петр проявил малодушие и начал прекословить Господу, сказав Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Тогда Христос, обратившись, сказал ему: «Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Даже очень глубокая личная вера не гарантировала Петру безошибочности. И апостол, переживая за любимого Учителя, хотел отговорить Его от самого важного, что должно было произойти со Христом. Здесь уместно вспомнить и об отречении апостола Петра и отметить, что один и тот же человек может оказаться в двух таких разных ролях, с совсем небольшим интервалом между ними.
— Почему Петр стал одним из наиболее почитаемых святых на Руси?
— Глубочайшая степень проникновения этого евангельского святого в русскую народную культуру, служит прекрасным примером того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренились в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. В русских былинах и сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная миссия сказочного апостола на Руси — это стоять перед вратами рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников. Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия, Деяния апостольские, однако все вышеперечисленное неоспоримо свидетельствует о его глубоком почитании верующими Святой Руси.
— Что же мы знаем об апостоле Павле?
— Вот что говорится о нем в Послании к Галатам (1: 13-14)». Вы слышали…, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». Сначала Савл, будущий Павел, был на вторых ролях, но довольно скоро выступил в самостоятельный поход против Христа и Его последователей.
Многие богословы задают действительно интересный вопрос: почему Христос явился именно Савлу, а не какому-то другому из гонителей, ведь их было в то время много? Этого мы не знаем наверняка, но можно предположить: потому, что Савл честно и самозабвенно стремился исполнить свое служение Богу так, как он сам понимал это служение. Он гнал христиан не из-за личных амбиций или выгод, а потому, что считал их учение противным Истине — и тогда Истина сама открылась ему. Неслучайно в русской народной традиции есть очень хорошая поговорка: «Не важен почин, а важен кончин». И это можно сказать об уверении апостола Павла. Например, Понтий Пилат симпатизировал Господу Иисусу, однако отправил Его на Крест, руководствуясь простым политическим расчетом. И в данном случае говорить уже больше было не о чем.
В 40-е годы I-го века от Рождества Христова размеренной жизни апостола Павла приходит конец, так как начинается его миссионерское служение. «Отделите мне Варнаву и Савла (то есть Павла) на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их», — повествует нам книга Деяний (13: 2-3). Таким образом, не сам Павел создает христианскую общину и передает ей какое-то вероучение, но сама община посылает его нести вероучение в другие города и страны. И делается это не по его желанию, а по велению Святого Духа.
Всего миссионерских путешествий апостола Павла было четыре. Нынешним путешественникам необходимо понимать, что миссионерское служение апостола совершенно не похоже на современные круизы по Средиземноморью. Сам апостол Павел говорил о своей миссии так: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников…, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде…, на стуже и в наготе» (1 Коринф. 11:25-27).
Однако Павел странствовал не один, с ним постоянно были его спутники. Лучше всего мы знаем о враче по имени Лука, будущем апостоле и евангелисте, который написал о своих странствиях с Павлом целую книгу Деяний, включив в нее рассказ и о других апостолах.
— Как проходили эти миссионерские путешествия апостола Павла?
— Со своими сослужителями он оставался в одном городе от нескольких дней до нескольких месяцев, смотря по обстоятельствам. Прежде всего, он конечно шел к своим соплеменникам — евреям, в синагоги. Ведь и Христос в первую очередь отправлял учеников «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6). Некоторые принимали проповедь Павла, но чаще случалось совсем иначе — вожди иудеев активно отвергали ее. Хорошо еще, если Павла просто выгоняли из синагоги. А ведь иногда его приговаривали к бичеванию плетьми, пытались даже забить камнями. А Павел все не отступался. И получилось так, что он нашел себе более внимательную и благодарную аудиторию. Это были люди разных национальностей, относившиеся с интересом к вере в единого Бога и к проповеди твердых нравственных норм. Им легче было принять весть о том, что спасение приходит через веру во Христа Распятого и Воскресшего. Церковь переставала быть общиной одних только евреев. В нее влились бывшие язычники, которые скоро составили в ней большинство. Именно так и исполнились слова Спасителя, обращенные к евреям: «Отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды».
— Иногда приходится слышать о том, что настоящее христианство было только до апостола Павла, он же разработал собственную богословскую концепцию, которая лишь использует христианскую терминологию, а по сути — совершенно другое вероучение. Откуда взялась такая мысль, и как к ней относиться?
— Такое мнение нередко подается сегодня как последнее слово христианской богословской науки. Можно даже услышать, что мы, христиане, на самом деле должны называться «павлианами». Одной из фундаментальных концепций данного мировоззрения является диалектика известного философа-идеалиста Гегеля. Согласно ей развитие христианства следует представлять как три стадии — тезис, антитезис и синтез. Что считать тезисом? Веру, которая была у общины первых христиан, возглавляемой апостолом Петром. Члены общины воспринимали Иисуса Христа как Человека, и это — тезис. А апостол Павел выдвинул антитезис, что Иисус Христос — это Бог. Следовательно, апостол Павел с его посланиями — это есть антитезис евангельской простоте веры первых христиан. Синтез содержится в Евангелии и посланиях Иоанна Богослова. Он, примиряя тезис и антитезис, синтезировал обе эти позиции, сказав, что Иисус был Богочеловеком.
Однако данный гегелевский подход не обоснован ни филологическими аргументами, ни археологическими, ни какими-либо христианскими документами (например корпусом текстов, который в позднюю эпоху получил название «Писания мужей апостольских»). Следовательно, если игнорировать все вышеперечисленные пункты, можно прийти к самым удивительным выводам, и не только по поводу апостола Павла, но практически всю библейскую историю перевернуть с ног на голову.
Апостол Павел вовсе ничего не изобрел, но так говорил о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Послание к галатам 2: 19-20). Это — те самые верные слова, которые могут нам объяснить, почему Павла часто называют основателем христианства.
— Почему же все-таки праздник апостолов Петра и Павла особо выделяют среди множества дней памяти христианских святых?
— Апостолы Петр и Павел показали с необычайной силой и яркостью, что это значит — быть христианином. Они прожили действительно христианскую жизнь. Поэтому по их следам, как и по следам других апостолов, люди до сих пор приходят ко Христу.