"Рождество Пресвятой Богородицы" | Иссинское благочиние

"Рождество Пресвятой Богородицы"

Двадцать первого сентября Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Об этом празднике и вызванных им размышлениях — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Поясните, пожалуйста, батюшка, на что в первую очередь следует обратить внимание, вспоминая о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.

— Хочу начать беседу об этом с повествовательной составляющей, включив в нее благочестивые размышления святителя Димитрия, митрополита Ростовского. «Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и быть с человечеством, прежде уготовал на ней место пришествия славы Своей — Пречистую Свою Матерь», — писал он. Святитель повествует нам о том, что при торжественной встрече царя или лица царского достоинства, имели обычай приготовлять в городе, куда шествует это лицо, чертоги для его пребывания. «И как палаты земных царей созидаются искуснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного».
Из Ветхого Завета нам известен тот факт, что когда Бог захотел быть со Своим народом в Иерусалиме, Соломон создал Ему храм через искусного строителя Хирама. «Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из благовонных деревьев: кедра и кипариса, привозимых с Ливана, и из чистого золота…, на горе Мориа» (3-я Цар. 5-7). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты все множество людей израильских. Однако в Священном Писании присутствует прямое вопрошание Божие, выраженное в следующих словах: «Какой дом созиждете Мне, — говорит Господь, — или какое место для покоя Моего?» (Деян. 7-49).
И вот Бог благоволил, чтобы в начале новозаветной эпохи был создан нерукотворный храм — Пречистая Дева Мария. «Каким же строителем был создан этот храм? Воистину — самою Премудростью Божией, как говорит Писание: «Премудрость созда себе дом», а все сотворенное Премудростью Божией прекрасно и совершенно. Значит, созидался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, непорочное селение для непорочного Агнца». «Вся — черты Духа, вся — град Божий, море благодатей, вся — добра, вся — ближняя Богу».
Святитель Димитрий Ростовский говорит о том, что эта палата созидалась из драгоценнейших веществ потому, что произошла как из драгоценного камня, из царского рода Давида.

— Что же конкретно известно нам сегодня о событиях, связанных с этим праздником?

— О Рождестве Богородицы и Ее родителях нам известно из апокрифов. Очень интересен тот факт, что мы например не знаем какое образование имела Богородица, и имела ли вообще. Однако из грядущего праздника, отмечаемого 4 декабря — Введения Богородицы во храм, узнаем, что Она воспитывалась в Иерусалимском храме и получала какое-то образование именно там.
Во всем остальном апокрифы нам повествуют о том, что у благочестивой семейной пары — Иоакима и Анны, долгое время не было детей, и они очень страдали от этого. И вот однажды, когда они упорно молились о даровании чада, обоим было видение Ангела, возвестившего, что Господь внял их молитвам, и об их потомстве будут говорить во всем мире. После этого благовестия Анна зачала. Супруги дали обет посвятить ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения и воспитания до совершеннолетия. Через девять месяцев Анна родила дочь, Которую назвали Марией.

— Все это, как Вы сказали, содержится в апокрифических текстах. Как же получилось, что столь важное событие не нашло отражения в Евангелиях?

— Посмотрим на четыре канонических Евангелия. В них естественно есть упоминания о Божией Матери, и эти упоминания непременно связаны с событиями, в которых Она принимала непосредственное участие, например, Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Однако действительно ничего не сказано о Ее собственном Рождестве. Здесь необходимо отметить, что в первые века христианства, особенно в I век, само ощущение христиан, само осмысление события воплощения и пришествия в мир Спасителя было поистине духовно превалирующим, именно на этой точке было сосредоточено все внимание. И то, что евангелист Лука очень подробно описывает роль Богородицы, говорит нам о многом: о том невероятном значении, которое Она имела для самих христиан, для самих апостолов.
Имеются более поздние документы на греческом языке, которые достаточно подробно рассказывают о родителях Пресвятой Богородицы и о Ней Самой.

— В чем же значение Богородицы, Ее рождения и личности, для христианского мира?

— Лучше всего значение личности Божией Матери раскрывается в песнопениях праздника. Вот начальные строки одного из тропарей прославляющих Пресвятую Богородицу: «Днесь спасения нашего главизна…» — «Сегодня спасения нашего начало». Торжественность этого события неразрывно связана с осмыслением всей мировой истории человечества. Рассмотрим кратко Ветхий Завет. В двух словах весь его смысл можно выразить несколькими тезисами: подготовка избранного народа, вывод его из Египта и завоевание обетованной земли. Однако конечная цель была одна — ожидание Мессии. Все сводилось к одному: когда-нибудь Помазанник Божий будет явлен миру и разрешит эту эпоху Ветхого Завета — эпоху древнего мира.
Но интересным моментом является то, что возникает вопрос: почему Спаситель так долго не приходил? Этот вопрос задается теми богословами, которые рассматривают историю от грехопадения вплоть до пришествия в мир Спасителя две тысячи лет назад. Учителя Церкви и Мариология (исследования о личности Пресвятой Богородицы) поясняют, что пока человечество не родило наиболее чистейшее, наиболее смиреннейшее существо — Божию Матерь, Спаситель не мог прийти в мир. Поскольку встреча человека с Богом и на личном уровне, и на уровне всего общества — это всегда соединение двух воль: воли земной и воли небесной. Как говорится в Псалме: «Правда от земли воссияет и с небес снизойдет». И как только человечество принесло Богу это чистейшее и смиреннейшее существо — Пресвятую Богородицу, состоялся сам факт Боговоплощения. Поэтому праздник Рождества Богородицы мыслится как начало нашего спасения: вот оно началось, Спаситель приходит в мир.

— Есть ли какие-либо упоминания о событии Рождества Богородицы в исторических документах тех лет?

— Необходимо отметить, что и Рождество Богородицы, и Рождество Господа Иисуса Христа мировой историей остались незамеченными, хотя отдельные упоминания о христианстве у историков того времени есть. Например, у Тацита, Светония, у Иосифа Флавия. Но не было того, что писали к примеру о рождении Октавиана Августа или Александра Македонского. Почему? Это объясняется тем, что в античности мало интересовались детством человека, даже детством великих людей. Как личностями детьми интересовались только тогда, когда они вырастали, апеллируя уже тогда к их детству. Поэтому два великих Рождества в тот период остались вообще незамеченными.
Но нужно вспомнить слова Христа, что христианство подобно зерну горчичному, которое когда сеется едва заметно, но когда вырастает, становится большим деревом — более чем все остальные. Так произошло и с Божьей Матерью, и с христианством в целом. Само это великое событие Рождества Девы Марии как будто ускользает от мира в первые моменты его начала. Но ведь и Церковь не была сразу сформирована в точке воплощения Иисуса Христа, в событии Его Воскресения, хотя мы постоянно переживаем Воскресение Христово, встречаясь с ним в Таинствах, в молитвах. Это доказывает то, что Церковь как живой организм продолжает вечно переживать события воплощения Господа. И естественно, та же вечность присуща и «честнейшей Херувим»- Пресвятой Богородице. Христос-Спаситель, Богородица и святые реально участвуют в церковной и нашей личной жизни. Они не остались где-то там, во времени рождения исторического Иисуса, как говорят ученые. Жизнь Церкви продолжается, и каждое поколение обогащается новым, в том числе и молитвенным опытом, который созидается опытом встречи Церкви земной и небесной, в коей безусловно присутствует и Пресвятая Богородица. Именно поэтому складывается и формируется церковный праздник.

— Говоря об одном из Богородичных праздников, наверное уместно будет немного порассуждать о месте женщины в христианстве. Нередко христианство упрекают в плохом отношении к женщине, в принижении ее. Как же все это обстоит на самом деле?

— Как раз почитание Божией Матери, которое развивается с самых первых веков христианства и на Западе и на Востоке, в виде посвящения Ей великолепных соборов, удивительных храмов, само отношение к женщине как к высшему существу, свидетельствует об обратном. Само наличие Пресвятой Богородицы в христианской культуре доказывает, что женщина стоит не только на высочайшей ступени почитания, но выше архангельских и ангельских сил, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Она наиболее приближена к Богу.
Таким образом христианство заложило основу всего, что мы сейчас имеем: отношения к женщине и интереса к ее личности.
В древности редко кого интересовала отдельная личность — были интересы города, общества, гражданские интересы. В Ветхом Завете также первичными были интересы рода, народа. И только в христианстве с Пресвятой Богородицей появился интерес к личности человека, изменилось отношение к женщине.
Конечно нельзя говорить о равенстве между мужчиной и женщиной в первоначальном понимании этого вопроса, какие-то вещи были для женщины закрыты. Но это впоследствии было исправлено и заложено в человечестве, в обществе, именно благодаря христианству.

Беседовала Елена Лаврова.