Четырнадцатого октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Об этом празднике, его происхождении и почитании Пресвятой Богородицы — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Напомните пожалуйста батюшка, какие события легли в основу праздника.
— Покров Пресвятой Богородицы не входит в число двунадесятых праздников, но относится к великим и является одним из самых почитаемых на Руси. Известен он с ХII века.
История праздника, связанных с ним событий известна достаточно хорошо: к Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги почти всегда заканчивались кровавой резней. Жители византийской столицы со страхом ждали, осознавая, что уже к утру они могут проститься к жизнью. В храме совершалось воскресное всенощное бдение. Священники города вместе с прихожанами молились об избавлении от врагов. И вот в четвертом часу ночи, юродивому Андрею Константинопольскому (кстати известно, что он был славянином по происхождению, некогда попал в византийский плен) во Влахернском храме явилось видение. Он увидел на небе Богородицу, идущую по воздуху, озаренную небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это событие святитель Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».
— Однако нередко можно услышать и другие версии исторических событий, произошедших тогда в Константинополе. А также — об их неоднозначности в понимании русского человека. О чем речь?
— Особенностью праздника Покрова для русского христианина является его, так сказать непатриотичность. Сам факт существования этого торжества в русском православном календаре, разрушает навязываемый нам ложный стереотип о том, что православие — это некая наша национальная вера и национальная традиция. И дело тут в том, что этот праздник неверно связывается с нападением сарацин на Константинополь. Византийские летописи того времени не содержат никаких упоминаний о нападении сарацин, хотя литература, посвященная празднику Покрова, повествует именно о них. Между тем летописи лишь детально раскрывают жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги. И нет вообще никакого упоминания о нападении врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.
— Но тогда какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя?
— Право на существование может иметь следующая историческая версия. В это время в Царьград (как называли Константинополь на Руси), прибыло посольство из Киева от правителя Олега «Вещего», незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на империю. Вспомним строки знаменитой поэтической песни: «Твой щит на вратах Цареграда». Свирепые воины Олега и ведомые им славяне, опустошительные нашествия которых крепко врезались в память греков, были не менее страшны чем арабы-сарацины. В конечном итоге мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков за свою будущность и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она ходатайствует перед Господом за греческое православное царство. О походе русских дружин на Константинополь сообщает и наша летопись — «Повесть временных лет». Ее рассказ повторяет известие «Хроники» Георгия Амартола, но уточняет, что поход возглавляли Аскольд и Дир.
В условия мирного договора входили положения о выплате Византией Руси ежегодной дани, о разрешении руссам вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, обмениваться дипломатическими миссиями. Важнейшим в договоре был пункт о Крещении. Упоминание о принятии россами крещения содержится в Окружном послании Константинопольского патриарха Фотия 867 года: «… даже многими многократно прославленные и в жестокости, и в скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые россы, которые … возомнив о себе высоко, подняли руку против Ромейской державы (то есть Византии). А в настоящее время даже и они променяли языческое нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в числе подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем».
Несмотря на то, что это событие произошло в византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел. Зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого. Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского, языческого оружия — оружия наших предков, силой Божьей и заступничеством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет очень большое миссионерское значение. Он повествует о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных симпатий и антипатий. Именно такое понимание позволило русскому народу впоследствии воспринять этот праздник со всей любовью и сделать его частью своей православной традиции.
— Праздник Покрова любим многими еще и потому, что он входит в число посвященных Божией Матери. Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?
— Основание для почитания Божией Матери изложено в Священном Писании. «И сказала Мария: «… величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что он призрел на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды», — читаем в первой главе Евангелия от Луки. Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание всеми людьми. В 11-й главе от Луки мы читаем слова женщины из народа, которая слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «… блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо в Кане Галилейской, Христос сотворил именно по просьбе Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы и ходатаицы за людей, укоренилось в самой глубине христианской традиции и опыта.
Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Так мы знаем, что католики почитают Казанскую икону Богородицы. Знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой Божией Матери.
— Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией матери и скупость Евангельского повествования о Ней?
— Спор о почитании Богородицы очень давний. И противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию, как и к Церкви, неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей уже ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.
Вернемся к самому Евангельскому тексту с пророчеством о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, принесшего Деве Марии весть о том, что Она будет Матерью Спасителя, короткая фраза: «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28). Благословенна означает прославлена. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елизаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1: 48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто ссылаясь на Евангелие, отказывались почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь выполнять то, к чему призывает христиан то же самое Евангелие.
Евангелие прямо свидетельствует о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2 : 51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божью заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.
И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Например протестанты и множество отколовшихся от них псевдохристианских сект. Они, к сожалению не понимают внутренней сущности Церкви.
Православная Церковь — это живые люди, это большая семья. Глава семьи — Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны друг с другом. В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. Почему же те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто еще находится в пути? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу — Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это — Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку — быть матерью, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.
Церковь не обожествляет Богородицу. Она — человек. Но при том Христос называл Ее Матерью, а Она Его — Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.
Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым. Поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько ее икон. Каждая икона — это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм — это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.
Беседовала Елена Лаврова.