"Православный календарь" | Иссинское благочиние

"Православный календарь"

Девятнадцатого декабря Православная Церковь отмечает день памяти одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. О том, что нам известно об этом святом и его значении в жизни верующих — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.

— Для начала батюшка, объясните, пожалуйста, почему люди еще практически при жизни святителя Николая стали почитать его как святого, и до сих пор он удостаивается особо благоговейного отношения и небывалой популярности как наш защитник перед Господом?

— Святость скрыться не может. Господь говорит нам через слова Евангелия о том, что свечу не ставят под спудом, в незаметное место, а помещают на подсвечник и ее видно издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться. Так и святость — она видна отовсюду, она преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Поэтому в какой бы культурной, языковой и иной среде человек ни жил, любой христианин безошибочно распознает святость через столетия и будет ей поклоняться. И все эти слова, несомненно можно отнести к Николаю Чудотворцу. Поэтому он широко почитаем в России, причем почитаем как величайший среди святых.
К тому же и в нашей стране, и за ее пределами святитель Николай вызывает особый интерес исследователей. Существует даже особое направление христианской науки, называемое николаеведение. Ученые-николаеведы публикуют сборники работ по агиографии.

— Вероятно не все наши читатели знают, что такое агиография.

— Это слово произошло от двух греческих: «агиос» — «святой» и «графо» — «пишу». То есть это научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых.
Необходимо отметить, что в XIX и XX веке распространилось ошибочное представление о том, что сведений о святителе Николае сохранилось очень мало, что они исторически недостоверны. Это мнение на сегодняшний день опровергнуто. Сейчас данные житийной литературы можно дополнить и уточнить, на основе например археологических раскопок, информации из других исторически достоверных источников, изучая исследования ученых-антропологов. Поэтому в настоящее время общепризнанным мнением является то, что события описанные в т.н. «новом» житии святителя Николая, не только не противоречат историческим источникам, но и в значительной степени дополняют эти источники важными сведениями о времени царствования даже императора Константина Великого. Историки изучают древние тексты, им доступны практически все греческие и латинские агиографические материалы, сохранившиеся в библиотеках и фондах монастырей.
Благодаря антропологическому изучению святых мощей стало возможным реконструировать облик святителя Николая Мирликийского, определить образ его жизни и тем самым существенно дополнить жития, изданные в XIX - XX веках.

— А какие первые жизнеописания Николая Чудотворца известны сегодня?

— Первые свидетельства о жизни святителя Николая относятся к VI веку. Они содержатся в записях Константинопольского пресвитера Евстратия. Преподобный Андрей Критский в соборном храме города Миры произнес похвальное слово святителю и Чудотворцу в начале VIII века. Святой Андрей называет праздник во имя Николая священным и сообщает, что в этот день многочисленные верующие приходят в храм данного угодника Божьего. В начале Х века блаженный Симеон Метафраст составил из предшествующих источников полное житие святителя Николая, печатающееся в славянском переводе. Все эти греческие источники до начала ХVIII века лежали в основе жития святого.

— В прошлом году, рассказывая о святителе Николае, вы упомянули, что как раз в ХVIII веке возникла некоторая путаница из-за существования в одном и том же историческом пространстве двух разных святителей по имени Николай. Не могли бы вы остановиться на этом интересном факте подробнее?

— В 1721 году католический кардинал Фалькони, нашел в Ватиканской библиотеке греческий манускрипт, в котором содержались факты о святителе Николае Чудотворце, епископе Пинарском, архимандрите Сионского монастыря. Он жил в VI веке при императоре Юстиниане Великом и скончался в декабре 564 года. Вывод Фалькони был таков, что открытый им источник содержит истинные сведения о святителе Николае, Мирликийском Чудотворце. Данный вывод был почти сразу же опровергнут христианскими богословами Запада и Востока, но появилось обнаруженное так называемое «Иное житие», которое внесло большие трудности в понимание жития прославленного христианскими Церквями великого святого.
Первым в русской богословской литературе вопрос о личности святителя Николая в связи с открытием Фалькони поднял архимандрит Антонин (Капустин), настоятель православной миссии в Иерусалиме. Он установил достоверность факта существования двух ликийских святителей Николаев. Архимандрит Антонин писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак, было два святителя Николая ликийских».
Смешение житий двух святых предположительно произошло еще задолго до ошибочного вывода кардинала Фалькони, в первой половине Х века, когда некоторыми анонимными авторами было предпринято дополнение жизнеописания святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского.
Подобная путаница в источниках не единична. Давайте вспомним переписчиков священных книг на Руси и как последствия их труда — последующее всеобщее исправление церковных книг, приведшее к старообрядческому расколу.
Симеон Метафраст при составлении жития святителя Николая Мирликийского воспользовался текстом так называемого «смешанного жития» и сделал такую версию самой популярной и авторитетной, тем самым на десять столетий «узаконив» ошибочное смешение двух Николаев.

— Когда же житие было приведено в состояние логической завершенности?

— Впервые из текста жития святителя Николая, архиепископа Мирликийского, были убраны все факты из жизни другого ликийского святителя — Николая Пинарского, только в начале нынешнего, XXI века, в новейшей биографии святого, составленной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Заимствований из жизнеописания Николая Пинарского оказалось очень много. Например, имена родителей святого — Епифания и Нонны, описание крещения младенца, который простоял два часа в купели, и другое.

— Что же если говорить вкратце, сегодня доподлинно известно о жизни святителя Николая Мирликийского?

— Достоверными сведениями являются те, что родился святитель Николай Мирликийский в III веке, в греческой колонии Патара, в римской провинции Ликия (это современная Анталия, Турция). В этой провинции существовала крепкая христианская община, несмотря на то, что сам регион по культурному и внешнему облику был эллинистическим, а значит, языческим. По-гречески имя святого звучало как «Николаос». Одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом, и после смерти своих родителей святитель Николай унаследовал хорошее состояние, которое отдал на нужды благотворительности. На какие средства существовал он сам, не установлено. Но зная, что он служил при храме, носил простую рясу и был великим постником, можно предположить, насколько в малом он нуждался. Святитель Николай пользовался большим уважением и любовью жителей города Миры, особенно в связи с его благотворительной деятельностью.

— Вы упомянули, что современные исследования дают нам возможность узнать о том, какой была внешность святителя Николая.

— Представление о внешности святителя мы имеем из иконографических изображений, сделанных еще при его жизни. Уместно вспомнить, что святой считается покровителем мореплавателей, и немало его рукодельных изображений развозились в разных направлениях Средиземноморья кораблями, проходившими через порт города Миры.
Согласно результатам антропологических исследований святых мощей, для проведения которых в 1953 году впервые была вскрыта гробница святого в городе Бари, лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека. Рост великого святого составлял 167 сантиметров.
Современники описывали архиепископа Николая как человека, отличавшегося необыкновенной кротостью и смирением. «Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик, исполненный святости и благости. От него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея». Мощи святого до сих пор обильно мироточат. По мнению исследователей, некоторые части мощей, точнее, позвонки, могут скоро просто исчезнуть, растворившись в благоухающей жидкости — через несколько десятков лет, если не принять должных мер по их сохранению.
Антропологическое исследование также показало, что святитель Николай Мирликийский был строгий постник — не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Болезни, которыми он болел, характерны для того, кто довольно долго пробыл в заключении в тесной и сырой тюрьме. Его житие действительно повествует, что во времена гонения на христиан Диоклетианом архиепископ Мирликийский был брошен в темницу. Поврежденные суставы свидетельствуют о мучениях, которые он перенес в тюрьме — его пытали на дыбе. Исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки, что ученые также объясняют многолетним влиянием тюремного холода и сырости.

— Каково значение и место святителя Николая Чудотворца среди многочисленного сонма христианских святых, и чему мы, сегодняшние христиане, можем и должны поучиться у него?

— Если бы между святыми было место зависти или соревнования в людском почитании, многие бы смотрели на святителя Николая исподлобья: таким массовым почитанием мало кто может похвалиться. Но конечно, зависти между святыми нет. Среди них царствуют молитва и искренняя любовь. А вот для нас, совершающих свой земной путь, пример святителя дает серьезную тему для размышлений.
Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца — в его внутреннем богатстве. Мы чтим святого как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам, совершая службы и обращая к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, отождествляющая угодника Божьего с известным новогодним персонажем и раздражающая тех, кто действительно любит святого. Поэтому не лишним было бы поднять вопрос о таких формах и способах почитания святителя Николая, которые бы действительно прославляли его и приносили нам реальную духовную пользу.
«Подражайте мне, как я — Христу», — сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой.
Переведем свой мысленный взгляд на Николая Чудотворца и подумаем: в чем мы можем ему подражать и максимально почтить этого святого? Например творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для отягченного тайными духовными недугами человека, желающего похвалы и славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.
Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склоны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.
И еще один важный момент. Святитель Николай ныне — житель Небесного Царствия. Разговор о нем— прекрасный способ подумать о бессмертии души, о духовном мире, о добре, сделанном во Имя Божие.
Можно найти самые разные благочестивые способы выразить святителю Николаю свою любовь. Ведь и сами святые — это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.
Снова наступила зима, в морозном воздухе витает предчувствие Рождества, наступает день памяти святого Николая. Подумаем: как будем праздновать?

Беседовала Елена Лаврова

Еще фото: